приложение Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Успех» с. Кабанск УТВЕРЖДЕНО Заведующей _________ Т. В. Фролова . "Роль сказки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников" Выполнили: Бабинцева т.Н. Котова О.Д. 2022г «Сказки – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений». В.А. Сухомлинский Пояснительная записка Проблема нравственно-патриотического воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Нравственно- патриотическое воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств духовно – нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно – нравственные понятия ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки. Сказка в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной край и народ. В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.Ребенок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки. «Под влиянием знакомства с миром сказок… – как отмечает Т. В. Кудрявцев, – в дошкольном детстве складывается все, что делает человека универсальным строителем». Актуальность В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Именно в этот период и происходит формирование у них основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием формирования нравственной культуры. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте? 1. В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно мечтать и фантазировать. 2. Воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем. Старший дошкольный возраст — важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучению к их выполнению. На этой ступени возраста формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, начала трудолюбия, любви к Родине. Проблема Разрешение проблем нравственного и патриотического воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы образования и воспитания. Проблемы нравственно- патриотического воспитания дошкольников всегда находились в центре внимания выдающихся педагогов, таких как В. А Сухомлинского, Н. С Карпинской, Л. Н Стрелковой и др. Они занимались поиском наиболее эффективных путей и средств осуществления духовнонравственного воспитания. Именно поэтому, одним из средств создания положительных духовных и нравственных представлений детей, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском саду является - сказка. Период дошкольного детства наиболее благоприятен для духовного и нравственного воспитания ребенка, ведь впечатления детства человек проносит через всю жизнь. Данная проблема позволила определить тему профессионального развития и самообразования – «Роль сказки в нравственнопатриотическом воспитании дошкольников». Цели 1. Развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало. 2. Выявить и изучить воспитательные особенности русской народной сказки. 3. Формирование нравственных представлений и воспитание нравственных качеств личности (чувство милосердия, сострадания, уважения и послушания). 4. Формирование привычки советоваться со своею совестью в разных жизненных ситуация. 5. Обеспечение социальной адаптации детей путем введения их в культурную традицию народной сказки. Для достижения цели определены следующие задачи: 1. Помогать детям в освоении духовно-нравственных ценностей, чувство патриотизма, формирование нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений. 2. Развивать способность детей отличать добро и зло, хорошее от плохого в сказке и жизни, умение делать нравственный выбор. 3. Способствовать воспитанию послушания родителям на основе любви и уважения к близким людям. 4. Содействовать развитию эстетического вкуса, умение видеть, ценить и беречь красоту. 5. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других. 6. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками. 7. Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека. Детям интересно слушать сказки. Они сопереживают положительным героям, подсказывают им, как надо и не надо поступать, у кого спрашивать совет, а к чьим советам нельзя прислушиваться. После прочтения сказки обязательно идет обсуждение. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Таким образом, сказка жила, живет и будет жить несмотря на гонения и будет играть огромную воспитательную роль. Реализация программы осуществляется по двум направлениям: 1. Совместная деятельность с детьми. 2. Взаимодействие с родителями. Работа с родителями: 1. Проведение родительских собраний. 2. Индивидуальные консультации и беседы с родителями. 3. Оформление уголка для родителей на тему: «Роль сказки в духовнонравственном воспитании дошкольников». 4 Участие родителей в развлечениях и утренниках. 5 Участие родителей в укреплении материально-технической базы. Образовательные области: 1. Познавательное развитие. 2. Речевое развитие. 3. Художественно – эстетическое. 4. Физическое развитие. 5. Социально-коммуникативное. Ожидаемые результаты самообразования: 1. Повышение уровня педагогической компетенции «нравственнопатриотического воспитания детей посредством сказки». 2. Разработка цикла консультаций и рекомендаций для родителей по теме. 3. Усвоение детьми норм нравственно - патриотического воспитания, открытость их к добру, позитивное отношение детей к окружающему миру, к другим людям и самому себе. 4. Знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах; деятельное отношение к труду, ответственность за свои дела и поступки. 5. Осознание детьми базовых нравственных качеств: совестливость и порядочность, самоотверженность и незлобие, сопереживание и сочувствие, патриотизм. 6. Понимание необходимости развития таких волевых качеств, как послушание, почитание родителей и взрослых. 7. Знание определѐнных сказочных сюжетов, составляющих духовный опыт человечества. 8. Понимание эмоционального состояния окружающих. 9. Сформированность представлений о честности, справедливости, доброте. Отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости. 10. Развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям; умение проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту. Перспективный план по самообразованию по теме: «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников». Сроки Тема, содержание работы Форма результатов Сентябрь 2022 г. Подбор и изучение методической литературы. Подбор материала необходимых для работы с детьми. Постановка целей и задач по данной теме. Наблюдение Анализ изученной педагогической, психологической и методической литературы Чтение и пересказ сказки «Курочка Ряба» Консультация «Сказка в жизни вашего ребенка» Октябрь 2022 г. Работа с интернет – ресурсами для изучения передового опыта педагогов по изучению проблемы воспитания нравственных качеств дошкольников. Знакомство со сказками «Колобок», «Репка», «Теремок»; Наглядно-информационное сотрудничество «Что и как читать дома детям». Ноябрь 2022 г. Изучение темы: «Использование сказок в работе с детьми» Создание картотеки сказок для работы с детьми. Прослушивание звукозаписей детских сказок. Рассматривание иллюстраций к сказкам. Конкурс среди детей и их родителей "Мой любимый сказочный герой" Декабрь 2022 г. Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками и дисками. Чтение сказки "Теремок" и дидактическая игра "Найди знакомого героя сказки" Родительское собрание: «Сказка ложь – да в ней намек» Привлечь родителей пополнить библиотеку, «Новыми книгами, дисками». Январь 2023 г. Изучение темы: «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребенка» Применять цитаты из сказок в режимных моментах. Показ настольного театра по сказкам «Репка», «Колобок», Курочка Ряба». Анкетирование родителей «Роль сказки в воспитании детей». Февраль 2023 г. Март 2023 г. Апрель 2023 г. Изготовление пальчикового театра по сказкам «Репка», «Колобок», Курочка Ряба» Настольно- печатные игры по мотивам сказок (лото, разрезные картинки) «Парные картинки». Приобщение родителей к изготовлению пальчикового театра Обустроить уголок ряженья Изготовление настольно – печатных игр по мотивам сказок. Беседы «Какие сказки я знаю» Консультация для родителей: «Как выбрать полезную книгу» Изучение темы: «Роль сказки в Рассматривание иллюстраций к воспитании детей». сказкам. Д/И «Назови меня» Индивидуальные консультации и беседы с родителями на темы: «Как подружить ребенка с книгой», «Особенности чтения сказок о животных». Май 2023 Самоанализ плана по г. самообразованию. Обыгрывание сказки «Репка» Презентация: «Какая прелесть эти сказки» Сроки Тема, содержание работы Форма результатов Сентябрь 2023г. Ознакомление с нравственными качествами дошкольников. Наблюдение Анализ изученной педагогической, психологической и методической литературы Изучение передового опыта педагогов и психологов по нравственному воспитанию дошкольников через русские народные и авторские сказки. Постановка целей и задач по данной теме. Составление и подбор Подбор материала конспектов ОД; развлечений, необходимого для работы с оформление папок-передвижек; детьми и родителями на тему: подготовка материалов для «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания» консультации, беседы с родителями и педагогами. Консультация для родителей: «Сказка как средство духовнонравственного воспитания детей дошкольного возраста». Октябрь 2022 г. Изучение темы: «Роль народной сказки в развитии речи детей». Чтение детям и пересказ сказки: «Волк и семеро козлят», рассматривание иллюстрации. Консультация для родителей: «Роль сказок в развитии детей», «Сказки помогут справиться с детским непослушанием». Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками. Ноябрь 2022 г. Изучение темы: «Особенности чтения сказок о животных». Создание картотеки сказок для работы с детьми. Применять цитаты из сказок в режимных моментах. Чтение и пересказ детям сказки: «Бычок, смоляной бочок». Дидактическая игра: «Угадай сказку». Консультация: «Особенности чтения сказок о животных». День матери: организация конкурса для мам «Маму очень я люблю». Выставка детских работ «Моя мама самая красивая». Декабрь 2022 г. Изучение темы: «Использование сказок в работе с детьми». Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок? Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото). В уголке для родителей поместить рублику советов и пожеланий по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях. Темы: «Личная библиотека вашего ребенка», «Как и когда рассказывать сказки», «Книги и театр». Родительское собрание: проведение мастер – класса по теме «Сказочная книга». Выставка работ (дети и родители) «Зимние сказки». Январь 2023 г. Изучение темы: «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребенка». Чтение детям сказки: «Три медведя». Прослушивание аудиозаписи сказки. Консультация для родителей: «Почитай мне сказку». Беседа индивидуальная с родителями ребенка о пользе домашнего чтения. Февраль 2023 г. Изучение темы: «Роль сказки в воспитании детей». Беседа индивидуальная «Как подружить ребенка с книгой» Обустроить уголок ряженья. Консультация для родителей: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку». Открытое занятие по теме: «В гостях у сказки». Рассказывание сказки с новой концовкой: «Волк и семеро козлят», к (празднику 23 февраля). Март 2023 г. Изучение темы: «Влияние сказок на психику ребенка». Дидактическая игра: «Из какой сказки герой». Приобрести в группу раскраски по народным сказкам. Консультация для родителей: «Как выбрать полезную сказку для малыша». В уголке для родителей поместить книжку – раскладку: «О чем и как беседовать с детьми после чтения». Придумывание «Колобок на новый лад» - сказку переделывали вместе с детьми. Апрель 2023 г. Изучение темы: «Театрализация сказок как средство духовнонравственного воспитания детей». Учить детей обыгрывать знакомые сказки. Добавить материал в театральный уголок. Проведение мероприятия «Путешествие по русским народным сказкам». Прослушивание аудио сказок. Май 2023 Самоанализ плана по г. самообразованию. Продолжать учить детей обыгрывать знакомые сказки. Презентация: «Какая прелесть – эти сказки» на итоговом родительском собрании. Выставка работ детей и родителей: «Наши любимые сказки». Сроки Тема, содержание работы Форма результатов Сентябрь 2022 г. Подбор материала Консультация для родителей: «Как необходимого для работы с подружить ребѐнка с книгой». детьми и родителями на тему: «Знакомство со сказкой» «Сказка как средство духовно- нравственного воспитания»: постановка целей и задач по данной теме. 1 Октябрь 2022 г. Беседа «Нравятся ли вам сказки? Почему?» Выяснить отношение детей к литературному жанру «Сказка». Как узнать сказку? Познакомить детей с признаками, по которым мы узнаем сказку. «Народные сказки». Беседа «Почему сказки назвали народными?». Вызвать интерес к народному творчеству, познакомить с богатством народной культуры. «Русские народные сказки». Ноябрь 2022 г. Дидактическая игра «Я начну, а ты продолжи». Формировать умение передавать содержание от лица сказочного героя. Консультация для родителей, «Какие русские народные сказки читать детям?» Декабрь 2022 г. 1. «Мы весѐлые артисты». Драматизация сказок «Репка», «Теремок». Развивать дружелюбие, трудолюбие. Формировать навыки совместной работы. 2. Сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди» развитие послушания старшим. Рассмотрение иллюстраций к русским народным сказкам в оформлении разных художников. Развивать умение замечать характерные особенности и детали изображения персонажей в книжных иллюстрациях. 3. Поможем дедушке и бабушке. Лепка Снегурочки. Слушание записи сказки «Снегурочка». Понимать смысл, сопереживать героям. Январь 2023 г. Любимые сказочные герои. Изобразительная деятельность по русским народным сказкам Февраль 2023 г. Консультация для родителей «Рассказ – образец при обучении детей рассказыванию Как добрые и миролюбивые побеждают. Сказка «Волк и семеро козлят» Сказки про зверей. Игра «Кто больше знает сказок про зверей».Вызвать интерес к игре. Воспитывать уважение к членам команды. Соблюдать правила. «Кто помогал Зайчику». Изобразительная деятельность по сказке «Заюшкина избушка». Авторские сказки. Беседа «Почему эти сказки назвали авторскими?». Познакомить детей с авторскими сказками Писатель -сказочник К. И. Чуковский Познакомить детей с творчеством К. И. Чуковского. Добрые дела Доктора Айболита. Консультация для родителей. «Использование фольклора в работе с детьми» «Цветик-семицветик» (Катаев В. П.) нравственный поступок девочки Жени. Художественная деятельность по сказке (рисование по сюжету сказки). Март 2023 г. Сказка «Маша и медведь» предостерегает - можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации. Апрель 2023 г. Сказки «Хаврошечка», «Царевналягушка» воспитание трудолюбия, забота о близком. Аппликация к сказке. Май 2023г. Самоанализ плана по самообразованию. Памятка для родителей «По дорогам сказок». Сказка «У страха глаза велики» воспитание смелости, ответственности за свои поступки. А как бы поступил я? Выставка работ детей и родителей: «Наши любимые сказки». Список литературы: 1. Сборник научно – методических статей. Орел 2015г. Под редакцией О. В Бережнова. 2. Ильин И.: «Духовный мир сказки». 3. Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии». 4. Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г. 5. Ланчеева – Репьева: «Иное царство русских сказок». 6. Добрые досуги по произведениям детских писателей. Белоусова Л.Е., СПБ, Детство-Пресс, 2003 7. Нравственно - трудовое воспитание в детском саду. Куцакова Л.В. М. МозаикаСинтез,2010 г 8. Хрестоматия для дошкольников от 5 до 7 лет. Планета Детства, 2002.