Һургуулиин урдахи болбосоролой бэеэ дааhан эмхи зургаан «Хамтын хүгжэлтын түхэлэй түрүү байлгын бэелүүлэгдэхэ һурагшанарай хараа хүгжөөлгэ» Хүүгэдэй сэсэрлиг «Успех». «Кабанскын аймаг» гэhэн нютаг засагай байгууламжа Буряад Улас Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников «Успех» с. Кабанск» МО «Кабанский район» Республики Бурятия Р/с 03234643816240000200 Кор. Счет: 40102810545370000068 л/сч. 30026Э15090 БИК 018142016 ИНН 0309009658 ОКТМО 81624430 КПП 030901001 КБК -00000000000000000130 671200, Республика Бурятия, Кабанский район,с. Кабанск, пер. Октябрьский, 83 «А» тел. 8 (30138)43 – 3- 86 e-mail: dsuspekh_kabansk@govrb.ru ПРИНЯТО Педагогический совет МАДОУ«Детский сад «Успех» Протокол № 19 от «30»мая 2023 г. УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ МАДОУ«Детский сад «Успех» с. Кабанск ______________ Т.В. Фролова приказ № 48-1/2023 от «14» июля 2023 г. ПОЛОЖЕНИЕ о педагогической диагностике индивидуального развития воспитанников в соответствии с ФГОС ДО Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников «Успех» с. Кабанск МО «Кабанский район» Республики Бурятия 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии: с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" с изменениями от 8 декабря 2020 года, ФГОС дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013г с изменениями на 21 января 2019 года, Приказом Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», Федеральным законом от 08.05.10 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» с изменениями на 15 октября 2020 года; Уставом МАДОУ «Детский сад «Успех» с. Кабанск; «Педагогическим мониторингом в новом контексте образовательной деятельности в соответствии с ФГОС . Изучение индивидуального развития детей. 1 младшая группа» / Ю.А. Афонькина, изд. 2-ое переработанное; «Педагогическим мониторингом в новом контексте образовательной деятельности в соответствии с ФГОС . Изучение индивидуального развития детей. 2 младшая группа» / Ю.А. Афонькина, изд. 2-ое переработанное; «Педагогическим мониторингом в новом контексте образовательной деятельности в соответствии с ФГОС . Изучение индивидуального развития детей. средняя группа» / Ю.А. Афонькина, изд. 2-ое переработанное; «Педагогическим мониторингом в новом контексте образовательной деятельности в соответствии с ФГОС . Изучение индивидуального развития детей. старшая группа» / Ю.А. Афонькина, изд. 2-ое переработанное; «Педагогическим мониторингом в новом контексте образовательной деятельности в соответствии с ФГОС . Изучение индивидуального развития детей. подготовительная группа» / Ю.А. Афонькина, изд. 2-ое переработанное; «Картой развития детей от 0 до 3 лет», авт. В.К. Загвоздкин, И.Е. Федосеева; «Картой развития детей от 3 до 7 лет», авт. В.К. Загвоздкин, И.Е. Федосеева; Программно – диагностическим комплексом «СОНАТА - ДО» Новизна предлагаемой модели педагогической диагностики индивидуального развития определяется тем, что она разработана с учетом образовательных областей и их приоритетных направлений, определенных ФГОС. Инновационным является и способ обработки и представления результатов педагогической диагностики, обозначен задачами, а решение которых согласно ФГОС ДО, направлена педагогическая диагностика. В каждой образовательной области в контексте определенных направлений выделены уровни эффективности педагогического воздействия, то есть педагогическая диагностика предполагает не ранжирование детей по их достижениям, а выявление целесообразности и полноты использования педагогами образовательных ресурсов для обеспечения развития каждого ребенка. Вводится на ряду с устоявшейся уровневой градацией (высокий, средний, низкий) промежуточные уровни эффективности педагогических воздействий: средний /высокий, низкий / средний, низший / низкий, что позволяет сделать диагностику точнее. Содержание уровней разработано с учетом преемственности в отношении каждой возрастной группы от 1 до 7 лет , что позволяет сделать педагогический мониторинг систематическим, «пролонгированным» и отразить историю развития каждого ребенка в условиях образовательной деятельности в ДОО. 1.2. Педагогическая диагностика связана с освоением воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования и заключается в анализе освоения ими содержания образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие. Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка представляет собой систему сбора, анализа, хранения и накопления образовательных результатов, обеспечивающих непрерывность и своевременную корректировку образовательного процесса. 1.3. Учреждение обеспечивает разработку и реализацию системы оценки индивидуального развития детей, обеспечивает учет и дальнейшее использование полученных результатов. 1.4. Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников Учреждения, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми договорами, в том числе на педагогических работников, работающих по совместительству. 1.5. Срок данного Положения не ограничен. Положение действует до принятия нового. 2. Основные цели, задачи и индивидуального развития ребенка принципы педагогической диагностики 2.1. Цель педагогической диагностики: оценка эффективности педагогических действий для дальнейшего планирования образовательной деятельности с ребенком. Педагогическая диагностика проводится педагогом в ходе внутреннего мониторинга становления показателей развития личности ребенка. 2.2. Задачи педагогической диагностики: - индивидуализация образования (в т.ч. поддержка ребенка, построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности.); - оптимизация работы с группой детей. 2.3. Основными принципами системы оценки индивидуального развития детей являются: Комплексность; Непрерывность; Диагностичность (наличие критериев); Доступность результатов для родителей (законных представителей) воспитанников, педагогов (непосредственно работающих с ребенком), обобщенной информации для различных групп потребителей (педагогический совет ДОУ, экспертные комиссии, Управление образования АМО «Кабанский район»). 2.4. Педагогическая диагностика: позволяет фиксировать уровень актуального развития дошкольника и оценивать его динамику; учитывает зону ближайшего развития ребенка по каждому из направлений; позволяет рассматривать весь период развития ребенка как единый процесс без условного разделения на разные возрастные этапы, «привязанные» к паспортному возрасту, при этом учитывает возрастные закономерности развития, опираясь на оценку изменений деятельности дошкольника; учитывает представленные в Программе целевые ориентиры, но не использует их в качестве основания для их формального сравнения с реальными достижениями детей. 3. Организация проведения оценки индивидуального развития 3.1. Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственно образовательной деятельности с ними. Мониторинг в форме наблюдения проводится на протяжении всего учебного года во всех возрастных группах. Выявленные показатели развития каждого ребенка фиксируются педагогом. Фиксация результатов (Входная и итоговая диагностики) проводятся в сентябре (последние 10 дней месяца) и мае (вторые 10 дней месяца). 3.2. Результаты оценки индивидуального развития ребенка вносятся воспитателями и специалистами ДОУ в карты педагогической диагностики, сводные по картам предоставляются старшему воспитателю. В конце учебного года проводится сравнительный анализ результативности образовательного процесса и на основе анализа ставятся задачи для планирования индивидуальной образовательной деятельности с ребенком на следующий учебный год. 3.3. Распределение функций при оценке индивидуального развития ребенка: старший воспитатель обеспечивают условия объективного проведения оценки индивидуального развития ребенка (минимизируя риски субъективных оценок): выбирает методики и параметры оценки результатов, консультируют педагогов, испытывающих сложности в проведении педагогической диагностики; специалисты ДОУ проводят педагогическую диагностику (инструктор по физкультуре, музыкальные руководители) своего направления развития личности воспитанников, педагог-психолог – психологическую диагностику, анализируют результаты, формулируют причины успехов или неудач, намечают пути коррекции; воспитатели проводят оценку индивидуального развития воспитанников, анализируют результаты, формулируют причины успехов или неудач, намечают пути коррекции. 3.4. Оценка индивидуального развития осуществляется: при поступлении ребенка в учреждение (в течение двух месяцев); в начале (сентябрь) и в конце учебного года (май) – в целях определения динамики его развития; в случаях обращения родителей (законных представителей) ребенка. 4. Инструментарий оценки индивидуального развития ребенка. 4.1. Оценка индивидуального развития осуществляется через наблюдения, беседы, анализ продуктов детской деятельности, в процессе непосредственно организованной деятельности. Для фиксирования результатов по каждому ребенку используются: «Педагогические мониторинги в новом контексте образовательной деятельности в соответствии с ФГОС . Изучение индивидуального развития детей. подготовительная группа» / Ю.А. Афонькина, изд. 2-ое переработанное; «Карты развития детей от 0 до 3 лет, от до 7 лет», авт. В.К. Загвоздкин, И.Е. Федосеева; 4.2. Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям и проводится по показателям по всем образовательным областям. Подробно уровни (высокий – В, средний / высокий С/В, средний – С, низкий/средний – Н/С, низкий – Н, низкий /низший – Н/н, низший - н) освоения образовательной программы отражены в описании мониторинговых показателей по каждой образовательной области. 4.3. Критерии усвоения детьми Основной образовательной программы дошкольного образования: актуальный уровень развития (выполняют все параметры оценки самостоятельно или с частичной помощью взрослого); - ближайший уровень развития (выполняют все параметры оценки с помощью взрослого или помощь взрослого не принимают) 4.4. Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год — в начале и конце учебного года (лучше использовать ручки разных цветов) для проведения сравнительного анализа. 4.5. Технология работы с таблицами включает 2 этапа. Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются значки уровней в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение = все значки в среднем (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы. Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение = все значения сложить (по столбцу) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций, а также для ведения учета общегрупповых промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы. 4.6. Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии. Это позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов. Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития. Эти же параметры в интервале средних значений можно считать показателями проблем в развитии ребенка социального и/или органического генеза, а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе. Средние значения будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту, а также необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру данной образовательной области. 4.7. Наличие математической обработки результатов педагогической диагностики образовательного процесса оптимизирует хранение результатов диагностики, позволяет увидеть динамику развития каждого ребенка и способствует своевременной оптимизации педагогического процесса в группе детей образовательной организации. 4.8. По результатам педагогической диагностики, составляются индивидуальные рекомендации по коррекции развития ребѐнка. 4.9. Все данные группируются в программно – диагностическом комплексе «СОНАТА ДО», что позволяет сводить результаты по каждому ребенку, каждой группе, ДОУ в целом без бумажных затрат и более оперативно. 5. Контроль 5.1. Контроль проведения и объективности оценки индивидуального развития ребенка осуществляется заведующей и старшим воспитателем посредством следующих форм: - ежедневный текущий контроль; - тематический контроль; - оперативный контроль; Виды деятельности в рамках контроля: педагогические наблюдения; изучение и анализ документации, собеседования. 6. Организация работы с результатами оценки индивидуального развития ребенка 6.1. Результаты оценки индивидуального развития детей обсуждаются на педагогических заседаниях ДОУ для выработки индивидуальных траекторий развития, разработки индивидуального образовательного маршрута. 6.2. Обобщенные результаты оценки индивидуального развития детей могут использоваться в проблемно-ориентированном анализе деятельности ДОУ в целях принятия управленческих решений. 6.3. Основными пользователями информации о результатах оценки индивидуального развития детей являются: - родители (законные представители) воспитанников, - педагоги (непосредственно работающие с ребенком). 6.4. Пользователями обобщенной информации о результатах индивидуального развития детей являются: - педагогический совет ДОУ, - экспертные комиссии, - Управление образования. 7. Заключительные положения 7.1. Настоящее Положение о Педагогической диагностике индивидуального развития воспитанников является локальным нормативным актом, принимается на педагогическом совете и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением. 7.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 7.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.7.1. настоящего Положения. 7.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу