Программа Основы безопасности скан docx

1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ
ОДНОГО ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ «УСПЕХ» С.
КАБАНСК МУНИЦИПАЛЬНОГ ОБРАЗОВАНИЯ «КАБАНСКИЙ РАЙОН» РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ

Принято
Педагогическим советом
МАДОУ «Детский сад «Успех» с. Кабанск
Протокол №___ от «_______» 2023 г.

Заведующий МАДОУ «Детский сад
«Успех» с. Кабанск
__________________ Т. В Фролова
«_____» ______________ 2023 г.

Дополнительная общеразвивающая программа
«Основы безопасности»
для детей с 3 до 4 лет

.

Срок реализации программы: 1 год

Воспитатели: Лагерева В.В
Новикова И. И

2

СОДЕРЖАНИЕ
1.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.Пояснительная записка
1.1 Актуальность
1.2 Цели и задачи реализации Программы
1.3 Принципы и подходы к формированию Программы
1.4 Психолого-возрастные и индивидуальные особенности воспитанников
1.5 Планируемые результаты освоения Программы
1.6 Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
1.7 Способы проверки ожидаемых результатов
1.8 Формы, способы, методы и средства реализации Программы
2. Учебный план
2.1 Перспективный план работы по организации различных видов деятельности вне
образовательной деятельности
3.Список используемой литературы

3
4
4
5
5
5
5
5-6
6-7
7-8
8
9

1.Пояснительная записка
3

Данный вариант Дополнительной общеразвивающей программы «Основы
безопасности» для детей с 3 до 7 лет (далее Программа) разработан группой педагогов ЧДОУ
«Детский сад № 191 ОАО «РЖД» (далее Учреждение) и включается в содержание основной
образовательной программы Учреждения, соответствует ФГОС ДО, является инновационным
документом для Учреждения. Подготовлен с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей воспитанников.
Программа включает в себя обобщение опыта работы в данном направлении педагогов
Учреждения. Программу рекомендуется использовать в образовательной деятельности с
детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, в рамках основной
образовательной программы Учреждения.
Программа создана на основе программы Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной
«Основы безопасности детей дошкольного возраста»; методических пособий К.Ю. Белой «Как
обеспечить безопасность дошкольника», К.Ю. Белой 2Формирование основ безопасности у
дошкольников», О.А. Скоролуповой «Правила и безопасность дорожного движения», Т.Г.
Хромцовой «Воспитание безопасного поведения в быту»; учебно-методического пособия для
реализации образовательной программы «Мир Без Опасности» - «Информационная культура
и безопасность в детском саду» И.А.Лыкова, В.А.Шипунова.
В программе используется практический материал (тематическое планирование,
конспекты занятий, развлечения) педагогов Учреждения.
Вся образовательная деятельность выделена в 7 направлений:
«Правила дорожного движения важны все без исключения»;
«Основы безопасности жизнедеятельности дошкольников»;
«Правила поведения на железной дороге «Внимание, железная дорога!»;
«Осторожно, незнакомец!»;
«Чрезвычайные ситуации»;
«Ребенок и терроризм»;
«Информационная культура и безопасность».
Основные содержательные направления программы
I направление «Правила дорожного движения важны всем без исключения»
1. Ребѐнок на улицах города.
2. Знай и выполняй правила уличного движения.
3. Зачем нужны дорожные знаки.
4. Улица города.
5. Знакомство с транспортом своего города.
6.Целевые прогулки: пешеход, переход, перекрѐсток.
II направление «Основы безопасности жизнедеятельности дошкольников»
1. Лекарственные растения.
2. Ядовитые растения.
3. Съедобные и несъедобные грибы.
4. Насекомые.
5. Кошка и собака – наши друзья.
6. Огонь – друг, огонь - враг.
7.Электроприборы.
8. Безопасность.

4

III направление «Правила поведения на железной дороге «Внимание, железная
дорога!»
1. Железная дорога – зона повышенной опасности.
2. Правила поведение на железной дороге.
3. Правила поведение в железнодорожном транспорте.
IV направление «Осторожно, незнакомец!»
1. О несовпадении приятной внешности и добрых намерений.
2. Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми.
3. Ситуации насильственного поведения незнакомых взрослых.
4. Если чужой приходит в дом.
V направление «Чрезвычайные ситуации»
1. В мире опасных предметов.
2. Гроза.
3. Пожар.
4 Наводнения.
5. Землетрясения.
VI направление «Ребенок и терроризм»
1. Не трогай незнакомые игрушки.
VII направление «Информационная культура и безопасность»
1. Как появилась книга.
2. Кто придумал телевизор.
3. Как изобрели телефон. Безопасность при использовании мобильного телефона детьми.
4. Наш помощник – компьютер. Безопасные правила использования всемирной сети
Интернет.
1.1 Актуальность программы
Невозможно водить ребенка все время за руку. Необходимо своевременно доходчиво
объяснить ему, где, когда и как он может попасть в опасную ситуацию, сформировать у детей
модель безопасного поведения в быту, на дорогах, на улице, на природе, в сети Интернет и
при использовании сотовой связи, позволяющую действовать в адекватно конкретной
реальной жизненной ситуации.
1.2 Цели и задачи реализации программы:
Цель программы – познакомить детей дошкольного возраста с элементарными
правилами безопасного поведения в различных ситуациях (в быту, в природе, на улице, с
незнакомыми людьми, в сети Интернет и при использовании сотовой связи); сформировать
умение самостоятельно применять их в жизни.
1. Формировать первичные знания и представления о безопасном поведении в быту,
социуме. Научить детей адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке,
опасных ситуациях и способах поведения в них.
3. Помочь овладеть элементарными навыками безопасного поведения дома, на улице, в
парке, в транспорте, на железной дороге, в сети Интернет и при использовании сотового
телефона.
4. Воспитывать осознанное отношение к выполнению правил безопасности.
Программа рассчитана на 1 год, (2 младшая группа). Включает в себя перспективный
план образовательной деятельности, перспективный план работы по организации различных
видов деятельности вне образовательной деятельности и перспективный план работы с
родителями.
5

1.3 Принципы и подходы к формированию Программы:
• принцип полноты: содержание Программы по ОБЖ должно быть реализовано по всем
направлениям. Если какое-нибудь направление выпадает, то дети оказываются
незащищѐнными от представленных в нѐм определѐнных источников опасности.
• принцип системности: работа должна проводиться систематически весь учебный год
при гибком распределении материала в течение дня. Специально организованные занятия
проводятся в первую половину дня. Что касается игры, театрализованной и других видов
нерегламентированной деятельности детей, то эти формы работы могут осуществляться как до
обеда, так и во второй половине дня. Можно выбрать определѐнный день недели, можно
работать тематическими циклами.
• принцип сезонности: следует, по возможности, использовать местные условия.
• принцип интеграции: содержание работы по ОБЖ должно соединять разные
направления: изобразительную, театрализованную деятельность, ознакомление с
окружающим, экологическое, физическое воспитание, а также нерегламентированные виды
деятельности и отдельные режимные моменты. Необходимо использовать разнообразные
формы работы (как специально организованные занятия, игры и развлечения, так и отдельные
режимные моменты, например гигиенические и оздоровительные процедуры). Иными
словами, работа по ОБЖ не должна быть искусственной надстройкой, еѐ необходимо
естественно и органично интегрировать в целостный педагогический процесс.
• принцип преемственности взаимодействия с ребѐнком в условиях дошкольного
учреждения и семьи. Основные направления работы по ОБЖ должны стать достоянием
родителей, которые могут не только продолжать беседы с ребѐнком на конкретные
предложенные воспитателем темы, но и выступать активными участниками педагогического
процесса
1.4 Психолого-возрастные и индивидуальные особенности воспитанников
Основной состав детей - возраст от 2 до 3 лет. Дети начинают усваивать правила группы.
В эмоциональном плане возникают перепады настроения, которые в основном зависят от
физиологического комфорта или дискомфорта детей.
Восприятие большинства детей носит предметный характер, то есть свойства предмета
(цвет, форма, вкус, величина), не отделяются от предмета. Они видятся им слитно с
предметом, считают их нераздельно принадлежащими ему. При восприятии они видят не все
характеристики предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одну, и по ней отличает
предмет от других (трава зеленая, лимон кислый и желтый).
У большинства детей наглядно-действенное мышление. Речь детей в основном
ситуативная и диалогической, но становится более сложной и развернутой.
Способность управлять своим вниманием у детей очень невелика. Внимание детей носит
в основном непроизвольный характер, его устойчивость зависит от характера деятельности.
Коллектив детей начинает только формироваться.
1.5 Планируемые результаты освоения программы
Знают и выполняют правила дорожного движения, различают проезжую часть дороги,
тротуар, понимают сигналы светофора. Сформированы первичные представления о
безопасном поведении на дорогах. Знают, где дома имеются источники опасности,
сформированы навыки безопасного передвижения в помещении, правила игры с мелкими
предметами. Развито умение обращаться за помощью к взрослым. Сформированы навыки
безопасного поведения в играх с песком, водой, снегом.
1.6 Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
• осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
• проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении
правил поведения;
• знание правил безопасного поведения на улицах города, в социуме, в быту;
• умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности
6

жизнедеятельности;
• умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях;
• представления о возможных негативных последствиях для других людей своими
неосторожными действиями.
1.7 Способы проверки ожидаемых результатов
Исходя из специфики задач формирования основ безопасности и проявлений ее
сформированности, основным
методом
осуществления
диагностики
является
педагогическое наблюдение. Чтобы изучить побуждения, мотивы, уровень понимания
явлений, свойств объектов, проблем, наблюдение дополняется беседой, анализом
продуктов детской деятельности, проективными методами, игровыми заданиями.
Диагностика с детьми дошкольного возраста проводится два раза в год: в начале и в
конце учебного года.
Диагностика проводится по следующим показателям:
2 Знание правил безопасного поведения (в быту, в природе, на улице, с незнакомыми
людьми, в сети Интернет и при использовании сотовой связи).
3 Умение принимать решение.
4 Коммуникативность.
По всем показателям определены три уровня выполнения заданий – высокий, средний,
низкий. Уровни определяются в зависимости от степени самостоятельности выполнения
ребенком предложенного задания:
5 Низкий уровень - предполагает практически невыполнение ребенком задания даже с
помощью взрослого.
6 Средний уровень – ребѐнок справляется с заданием с помощью взрослого.
7 Высокий уровень – выполняет задание самостоятельно.

Показатели
«Основы Безопасности
жизнедеятельности
дошкольников»
Знание правил безопасного
поведения
Умение принимать
решение
Коммуникативность

Критерии
Ребенок имеет элементарные представления о правилах
поведения на
природе, при встречи с животными и насекомыми.
Ребенок знает, что пешеходы должны ходить
по тротуару, машины –ездить по дороге;
действует в игре в соответствии с сигналами
светофора.
Ребенок имеет элементарные представления о
безопасном поведении
Ребенок проявляет интерес к деятельности взрослого,
подражает ему, ориентируется на требования взрослого

1.8Формы, способы, методы и средства реализации Программы
Непосредственно
образовательная
деятельность

Занятия (индивидуальные,
подгрупповые, групповые)
Занятия комплексные

Образовательная
деятельность,
осуществляемая в ходе
режимных моментов и
специально организованных
мероприятий
Дежурства
Коллективный труд
Поручения

Свободная
(нерегламентированная)
деятельность
воспитанников

Спонтанная игровая
деятельность
Свободная творческая,
7

Интегрированные
Целевая прогулка
Экскурсии
Тематические встречи

Игры, где замысел или
организация принадлежит
педагогу (дидактические,
сюжетно-ролевые,
подвижные,
театрализованные и др.)
Чтение художественной
литературы

продуктивная
деятельность
Рассматривание книг,
иллюстраций и т.п.
Самостоятельная
двигательная активность
Уединение

II. Учебный план
1. Вводное занятие. Ребенок и люди. –
Теоретические занятия. Правила по технике безопасности. Задачи и план
работы учебной группы. Правила поведения на занятиях. Диагностика.
Практическая работа. Проигрывание и обсуждение ситуаций (взрослый
уговаривает ребенка пойти с ним, обещает конфетку, игрушку, сообщая, что
действует по просьбе родителей; открывает дверцу машины и предлагает
покататься).
2. Ребенок и природа
Теоретические занятия. Съедобные ягоды и ядовитые растения.
Опасные предметы в доме.
Практическая работа.
Творческая работа: «Раскрась животных»,
«Найди неправильное поведение и его последствия», Настольная игра: «Сбор
грибов и ягод», раскрашивание грибов, ориентируясь на образец, Лепка макет
лесной полянки «Бережем и охраняем природу»
3. Ребенок дома
Теоретические занятия. Грузовик. Папа купил автомобиль. Автобус.
Наш друг светофор.
Практическая работа. Отгадывание загадок о предметах, требующих
осторожного обращения. Игра «Закончи правильно фразу». Творческое
задание: «Дорисуй ситуацию», обсуждение, по какой причине, по их мнению,
произошел пожар. Творческое задание: «Нарисуй, какой пожар тушит
пожарный». Игра «Пожарные на учении». Загадки о домашних предметах, чем
они могут быть опасными.
4. Здоровье ребенка
Теоретические занятия. Транспорт помогает людям. Виды транспорта.
Автокресло.
Практическая работа.
Моделирование: «Путешествие морковки»
(выкладывание схемы из бросового материала). Д/и «Узнай и назови овощи»,
«Чудесный мешочек». Правила поведения за столом. Игра «Что можно, что
нельзя?». Игра «Покажи на себе». Творческое задание: поиск опасных
ситуаций для здоровья (использовать картинки). «Как я берегу свое здоровье».
5. Эмоциональное благополучие ребенка
Теоретические занятия: Труд водителя, Трамвай, автобус, поезд. Мы по
улице идем, маму за руку берем. Нужные машины.
Практическая работа. - Мы идем играть. Вечер загадок. У нас гости.
Остановка. Игра «Паровозик дружбы». Разыгрывание тематических сценок.
«К кому следует обратиться за помощью?» «Назови свой адрес и номер
8

телефона». Моделирование режима дня с помощью картинок, часов,
магнитных фигурок детей.
6. Ребенок на улице
Теоретические занятия: Велосипед за и против. Диагностика. Дорожные знаки - помогающие
людям
Практическая работа: Разбор дорожно-транспортных ситуаций ультфильма «Смешарики.
Азбука безопасности». Игры-ситуации «Я иду по дорожке», «Я перехожу дорогу» по
отработке навыков безопасного поведения пешеходов на тротуаре и проезжей части.
2.1 Перспективный план работы по организации различных видов деятельности* вне
образовательной деятельности.
Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

1. Диагностика представлений воспитанников о безопасности.
2.Беседа о правилах поведения с бездомными животными «О
правилах кошки расскажем немножко»
3.Лепка «Угощение для щенка
4. «Встреча с незнакомцем.
1. Беседа «Осторожно! Ядовитые грибы и ягоды».
2. Лепка «Грибная поляна»
3. Безопасное поведение в природе
4.Беседа «Бережное отношение к природе»
1. Беседа «Внимание! Переходим улицу»
2. Демонстрация « Виды транспортов»
3. Рисование «Дорожный переход»
4. Беседа Правила безопасного поведения на улице»
1. Беседа «Телефон. не игрушка»
2. Ср игра «Кукла заболела»
3. Чтение С.Маршак «Пожар»
4. Беседа:«Если ты остался дома один – не трогай
электроприборы».
1. Беседа:«Пора, не пора, не ходи со двора».
2.Ситуация:«Можешь ли ты уйти с незнакомым человеком?».
3 .Демонстрация «Опасные предметы дома»
4. Д/и «Опасно- безопасно».
1. Беседа: «Путешествие в страну Здоровье»
2. Демонстрация «Опасные таблетки и лекарства»
3. Чтение Н. Носов«Автомобиль».
4.Д/И «Светофор у нас в гостях»
1. Демонстрация « Об безопасности на дорогах»
2. Рисование «Светофор»
3. Беседа «За территорией детского сада»
4. Демонстрация «Мы по улице идем, маму за руку берѐм»
1. Чтение стихотворения «Паровозик Егорка».
2. Беседа: «Как вести себя в железнодорожном транспорте».
3. Беседа «Спички детям не игрушка»
4.СР игра « «Едем в автобусе»
1.Беседа : «Правила поведения возле воды».
2.Игровая ситуация «Осторожно, оса (пчела)!».
3. Демонстрация «Если ты потерялся»
4. «Опасные ситуации в контактах с незнакомыми людьми»
9

3.Список используемой литературы
VI. Используемая литература:
1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стѐркина Р.Б. Безопасность: Учебное
пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего
дошкольного возраста. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2004.
2. Дошкольник на улице. Российская академия образования. – М.:
Информатик, 1994.
3. Методические рекомендации по организации работы с детьми
дошкольного возраста по безопасности жизнедеятельности/ Авт.-сост.
М.Р.Максиняева, Т.Ю.Филиппова, С.В.Обоева. – М., 1999.
4. Нам на улице не страшно (воспитание у детей в детском саду и
семье навыков дисциплинированного пешехода). Сборник методических
рекомендаций для работников дошкольных учреждений и родителей. Под
ред. Е.П.Арнаутовой. – М.: «АВИКО ПРЕСС», 1993.
5. Клочанов Н.И. Дорога, ребѐнок, безопасность: Методическое
пособие по правилам дорожного движения для воспитателей, учителей
начальной школы. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.
6. Черепанова С.Н. Правила дорожного движения дошкольникам. Москва, 2008.
1

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».