1 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников «Успех» с.Кабанск МО «Кабанский район» Республика Бурятия Принята Педагогическим советом сад «Успех» с.Кабанск» Протокол ____от «____»_____ 2023 г. Заведующая МАДОУ «Детский сад» «Успех» с.Кабанск «Детский _______________Т .В.Фролова «______»____________2023г. ПРОГРАММА По обучению детей дошкольного возраста элементарным правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге: «Светофорчики» с. Кабанск 2023-24 гг. 2 При разработке программы руководствовались следующими документами: Конституция РФ. Закон РФ «Об образовании». Конвенция « О правах ребенка». Правила дорожного движения. Федеральный закон от 10.12.95 №196-фз «О безопасности дорожного движения». Решение Всероссийского совещания представителей Федеральных и Региональных органов исполнительной власти Общероссийской общественной организации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма от 25-26.10.2000г. Приказ Министерства просвещения СССР от 9.11.1971г. № 85 « О повышении роли дошкольных учреждений и школ в проведении воспитательной работы по предупреждению дорожно-транспортного травматизма». Инструкция Департамента здравоохранения « Об организации и оказании экстренной медицинской помощи детям, пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии» от 1.11.1995г. Методические рекомендации по профилактике дорожного травматизма у детей посещающих дошкольные учреждения разработанные Министерством здравоохранения СССР, НИИ Соц.гигиены и организации Здравоохранения им.Семашко, центральным НИИ травматологии и ортопедии им. Приорова 1986г. 3 Актуальность:. Анализ статистических данных о состоянии детского дорожно-транспортного травматизма в России и в частности на дорогах республики Бурятия показал необходимость акцентирования внимания всех взрослых на главной ценности – жизни и здоровье ребенка. Решение такой приоритетной задачи образовательного учреждения как охрана жизни и здоровья детей, предполагает формирование у них устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах и улицах с помощью изучения Правил дорожного движения. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему должен стать воспитатель детского сада и родители. Правила дорожного движения едины для всех: детей и взрослых. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог. Социальная острота проблемы диктует необходимость разработки и внедрения Программ, профилактических мероприятий по предотвращению увеличения количества ДТП с участием детей. В соответствии с этим нами была разработана программа по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге. Важным в обучении дошкольников навыкам безопасного общения со сложным миром пешехода и пассажира являются совместные усилия воспитателей и родителей. С этой целью в перспективный план программы «Светофорчики» включены различные формы взаимодействия с родителями (развлечения, досуги, проекты, консультации и т.д.). Новизна программы заключается в разработке содержания и форм работы с детьми дошкольного возраста по изучению правил дорожного движения, которые предусматривают поэтапную организацию образовательного процесса, участие детей и их родителей в решении проблемы. «Программа «Светофорчики» разработана в силу особой актуальности проблемы - обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах села. Учитывая особую значимость работы в данном направлении и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, раскрывается актуальность данного материала. 4 Содержание программы соответствует Закону Российской Федерации «Об образовании», Конвенции о правах ребенка, действующим Правилам дорожного движения, учитывает психофизиологические возрастные особенности детей, опирается на Федеральный закон «О безопасности дорожного движения». Программа «Светофорчик» разработана в соответствии с требованиями ФГОС, на основе образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Программа обучения детей правилам дорожного движения и профилактики дорожно-транспортных происшествий «Светофорчики» – это программа работы на перспективу. Чем раньше мы научим детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц. Главная задача программы состоит в том, чтобы научить дошкольника ориентироваться в окружающем дорожном пространстве, сознательно выполнять правила дорожного движения. Реализация программы рассчитана на 3года. Обучение Правилам дорожного движения начинается со 2 младшей группы с последующим усложнением программы до старшей группы. Цель программы : формирование навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Задачи программы: 1. Формировать представления о Правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. 2. Систематизировать знания детей об устройстве улицы, дорожного движения. 3. Учить детей применять полученную информацию в практической деятельности. 4. Воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте. Практическая ценность Представленные мероприятия могут использоваться в системе планирования как в совместной деятельности с детьми, так и в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, начиная со второй младшей группы. 5 Основные принципы программы: Построение образовательного процесса в ДОУ по обучению воспитанников правилам дорожного движения осуществляется с учѐтом следующих принципов: - построение образовательного процесса, в котором учитываются индивидуальные особенности каждого ребѐнка. – построение такого образовательного процесса, в котором ребенок ставится в активную позицию познания окружающего мира, самостоятельном поиске способов установления взаимодействия с окружающими людьми на основе общепринятых норм и правил, соблюдению общечеловеческих ценностей. Принцип интеграции – решение задач программы в системе всего образовательного процесса и всех видов деятельности, обеспечивающих проникновение одних элементов в другие, создавая подвижность, гибкость образовательному пространству. – предполагающий обогащение средств, форм и методов воспитания, предопределяет характер связи между элементами педагогического процесса в ДОУ и стилем воспитания в семье. – предполагающий ориентацию на потребности общества и личности ребенка, адаптацию детей к современным условиям жизни общества, приобщение детей к традициям народной культуры, дополненным региональным компонентом. возможность существования различных подходов к отбору содержания и технологии обучения и воспитания. 6 Формы, методы и приемы работы с детьми: Воспитание навыков безопасного поведения детей осуществляется на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Данная работа ведется через все доступные формы, методы и приемы работы с детьми: - рассказ - беседа - чтение художественной литературы - просмотр видеофильмов - экскурсии, прогулки - наблюдения. - игровая деятельность - встречи, беседы с инспектором ГИБДД. - продуктивные виды деятельности - развлечения, досуги. - проектная деятельность - посещение МУК «Детская сельская библиотека». -преемственность со школой. Создание предметно-развивающей среды: Для эффективности работы по реализации программы по ПДД необходимо, прежде всего, создать предметно-развивающую среду. Ее нужно вести в двух направлениях- среда в ДОУ, среда в группе. Для среды в ДОУ нужна разметка дорожек на территории детского сада дорожными знаками , установка светофора, информационные стенды для родителей. Для среды в группе нужны дидактические и настольные игры; атрибуты для ролевых игр, которые используются детьми самостоятельно и в совместной деятельности с воспитателем; наборы иллюстраций, плакатов, знакомящих детей с ПДД, с работой службы ГИБДД. Детская художественная литература в книжном уголке. Мультимедийные средства для просмотра тематических фильмов,слайдов…Под руководством воспитателей дети и родители могут изготавливать атрибуты для сюжетно-ролевых игр: светофоры, жезлы, рули, макеты домов; транспортные игрушки; нагрудные и переносные знаки: дорожные знаки, спец. транспорт (скорая помощь, полиция, пожарная машина). Также необходим наглядный материал: плакаты, иллюстрации, конструкторы – строительный, металлический) и т.п. 7 Взаимодействие с родителями: консультации беседы буклеты, памятки родительские собрания совместные развлечения проектная деятельность встречи, беседы с инспектором ГИБДД Этапы обучения: I этап (вторая младшая группа) Задачи: Формировать представление об окружающем пространстве, ориентирование в нем. Познакомить с понятиями улица, дорога, светофор. Познакомить с различными видами транспорта: грузовой, легковой автомобили. Формировать первичные представления о безопасном поведении на дорогах. Ожидаемый результат: ребенок, имеющий представление об окружающем пространстве, ориентирующийся в нем; знаком с понятием улица, дорога, светофор, с некоторыми видами транспорта; имеющий первичные представления о работе водителя, о правилах поведения на дороге. II этап (средняя группа) Задачи: Развивать умение ориентироваться на участке детского сада и прилегающей к детскому саду местности. Закрепить знания о разных видах транспорта, с особенностями их внешнего вида и назначения. Продолжать знакомить с понятиями улица, проезжая часть, тротуар, перекресток, остановка общественного транспорта. Дать представление о дорожных знаках: «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта». Закрепить понятие пешеход, пассажир. Формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте, на дороге. 8 Ожидаемый результат: ребенок, умеющий ориентироваться на участке детского сада и прилегающей к детскому саду местности; имеющий представление о понятиях: пешеход, пассажир, улица, дорога, перекресток, светофор, дорожные знаки. III Этап (старшая группа) Задачи: Учить детей свободно ориентироваться вокруг детского сада: знать все общественные здания, уметь ориентироваться в многообразии транспортных средств. Прививать правила пользования транспортным средством: поведение пассажира на остановке, во время посадки, во время движения, при выходе. Продолжать знакомить с основными терминами и понятиями дорожного движения: все элементы дорог, обязанности пешеходов и пассажиров, правила перехода железнодорожных переездов, предупредительные сигналы, подаваемые водителем, средства регулирования дорожного движения. Продолжать знакомить с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса», «Дети», «Движение пешеходов запрещено», «Пешеходная дорожка», «Больница», «Телефон», «Пункт питания». Ожидаемый результат ребенок, умеющий свободно ориентироваться вокруг детского сада; знающий основные термины и понятия дорожного движения, имеющий представления о дорожных знаках, соблюдающий правила безопасного поведения в транспортном средстве. Механизм реализации программы Механизм реализации программы «Светофорчики» предусматривает: - проведение мероприятий с воспитанниками в рамках календарного плана; - программа рассчитана на 3 года: первый год – для воспитанников 3-4 лет (вторая младшая группа), второй год – для воспитанников – 4-5 лет (средняя группа), третий год – для воспитанников – 5 -6 лет (старшая группа). - совместные мероприятия проводятся 1 раз в неделю для детей второй младшей группы и средней; и 2 раза в неделю - для старшей группы; - продолжительность совместных мероприятий во второй младшей группы 10 - 15минут, в средней группе – 15-20 минут, в старшей группе – 20-25 минут. - поэтапное планирование и выполнение определенных действий воспитанников направленных на изучение правил дорожного движения; - диагностика усвоения воспитанниками программы «Светофорчик» проводится 2 раза в год (октябрь, апрель). - Основная задача диагностики заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы «Светофорчики». 9 Перспективный план по обучению детей ПДД во второй младшей группе Сентябрь Организованная образовательная деятельность «Какой бывает транспорт» Цель: формирование у детей представления о транспорте (автобусе, маршрутном такси, грузовых машин и легковых автомобилях); дать знания о правилах поведения в транспорте. .Конструирование «Строительство дорожек для пешеходов и машин» Цель: Формировать представление о протяженности предметов. Познакомить с разными способами соединения деталей при построении дорог для пешеходов. Рисование «Широкая и узкая дорожки» Цель: закрепить умения детей проводить широкие и узкие линии. Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей. Рассматривание сюжетных Активизация детей картинок по теме «Улица». на самостоятельную деятельность в Д/и «Транспорт» «Назови уголке по ПДД: машину» Цель: развивать настольно-печатные умение детей различать виды игры, книги, макеты, наземного транспорта иллюстрации. (грузовые, легковые); закрепить знания о частях Обогащение машины предметноразвивающей среды «Строим дорожку» (из по ПДД в группе. кирпичиков), обыграть их. Цель: побуждать детей выполнять постройки по словесному объяснению воспитателя, рассматривая только образец. Работа с родителями Родительское собрание с целью ознакомления родителей с планом работы по предупреждению детского дорожнотранспортного травматизма (ДДТТ) по теме «Дети. Дорога. Безопасность». Анкетирование «Безопасность детей на дороге» Д/и «Домик для светофора» Цель: знакомство детей с цветами светофора, учить узнавать и называть знакомые геометрические фигуры. Чтение стихотворений С. Яковлева «Нужно слушаться без спора…», С. Михалкова «Если свет зажегся красный…» Ролевая игра «Водитель и автомобиль» П/и«Воробушки и автомобиль», «Кот и мыши», «Поезд». Д\и"Светофор" Цель: закрепить представление детей о назначении светофора, о его сигналах. закрепить представление детей о цвете (красный, жѐлтый, зелѐный), разрисовать его правильно, по шаблону. 10 Октябрь Организованная образовательная деятельность Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей 1,2 недели : диагностика С целью: выявить представления воспитанников о ПДД «Знакомство со светофором» Цель: знакомство со светофором, его назначением; уточнить, что обозначают цвета светофора; формировать ориентировку в пространстве. Х/к «Едем на поезде» Цель: анализ изображения поезда, освоение действий по замещению деталей изображения. Д/ игра «Транспорт» (виды машин) Цель: научить ребенка объединять машины в группы. Аппликация «Светофор» Цель: стимулировать детей к передаче в своих работах впечатления, полученных на улице. Рассматривание сюжетных картинок по теме «Улица» Цель: закрепить навыки организованного поведения на улице. Наблюдение за светофором. Цель: закрепить знания детей о работе светофора. Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей. Работа с родителями Обогащение предметноразвивающей среды по ПДД в группе. Индивидуальные беседы с родителями о том, как надо учить детей правильно вести себя на улице. Активизация детей на самостоятельную деятельность в уголке по ПДД: настольно-печатные игры, книги, макеты, иллюстрации. Материал для продуктивной деятельности. Макет светофора с переключающими сигналами, действующий от батарейки. П/и «Самолѐты», «Поезд». Чтение пословиц и загадок о дорожном движении. Чтение стихотворений Ю Яковлева «Делаем ребятам предостереженье»; М. Пляцковского «Стоп, машина». Игра «Лови мяч» Игра «Найди свой цвет». Рассматривание сюжетных картинок по теме. Строительство дорожек. Цель: развивать умение различать дороги разного назначения, соотносить размеры и форм у дорог с их названием. Д/и «Улица города». Цель: Закрепить знания детей о движении транспорта и пешеходов. 11 Ноябрь Организованная образовательная деятельность «Знакомство с улицей». Цель: уточнение и расширение представления детей об улице, дороге, тротуаре. Дать знания детям о том, что улица делится на 2 части: проезжую часть (дорогу) и тротуар, где ходят люди; дать элементарные знания о правилах поведения на улице развивать наблюдательность .Коллективное творчество: конструирование из строительного материала "Улица села". Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей П/и «Самолѐты», «Поезд», «Воробушки и автомобиль» Цель: приучить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своѐ место. Чтение пословиц и загадок о дорожном движении. Заучивание считалки «Стоп, машина, стоп, мотор!» Рассматривание набора открыток о родном городе. Целевая прогулка на перекрѐсток. Ц:познакомить детей с правилами перехода улицы. Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей. Активизация детей на самостоятельную деятельность в уголке по ПДД: настольно-печатные игры, книги, макеты, иллюстрации. Материал для продуктивной деятельности. Работа с родителями Консультация для родителей: «Безопасность детей - забота взрослых». Конкурс художественного творчества «Создаем автомобиль». Игровое оборудование для сюжетно-ролевой игры « Мы – водители» Д/и «Транспорт» (цвет машин) Цель: научить ребенка различать машины по цвету; «Найди одинаковые машины» Цель: развитие действий соотнесения цвета с эталонами; «Сломанный светофор» Цель: закрепить сигналы светофора. С/р игра «Мы–водители» Цель: Учить детей взаимодействовать друг с другом, согласовывать свои действия с определенными правилами, закрепить правила дорожного движения для водителей и пешеходов. Д/игра «Заправка» Цель: ознакомление детей с отношениями по величине, при установлении соотнесения 2-3 предметными рядами. 12 Декабрь Организованная образовательная деятельность Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей «Знакомство с дорожным знаком «Пешеходный переход»» Цель: знакомство детей с дорожным знаком «пешеходный переход»; учить детей правильно переходить улицу; формировать представления об ориентировки на дороге («посмотри направо», «посмотри налево»); развивать внимание и наблюдательность Наблюдение за транспортом. Цель. Обратить внимание на разнообразие колѐс у разного вида транспорта». Беседа «Будем вежливы» Цель: закрепить правила поведения на улице. Беседа по мультфильму «Паровозик из Ромашкино». Беседа «Я помогаю папе чинить машину». П\и «Чья машина едет быстрее?» Цель: развивать ловкость, умение работать в команде, закреплять правила ПДД. П/и «Самолѐты», «Поезд». С/р игра «Путешествия» Цель: закрепить знания , умения, навыки по правилам дорожного движения. Рисование «Дорога для машин». Аппликация «Автобус для зверят». Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей. Активизация детей на самостоятельную деятельность в уголке по ПДД: настольнопечатные игры, книги, макеты, иллюстрации. Материал для продуктивной деятельности Игровое оборудование для сюжетно-ролевой игры «Путешествие». Работа с родителями Консультация «Улица глазами ребенка». Рекомендации родителям «Цена спешки – жизнь вашего ребенка». Беседа с родителями «Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице» Ситуация: о чѐм рассказал нам грузовик. Ситуация: как две упрямые машины не хотели уступить друг другу. Словесная игра «Изобрази сигнал машины». Беседа по теме «Дети и улица». Цель: закрепить знание о значении светофора на дороге, правила регулирования движения транспорта и пешеходов. Беседа с детьми «Зачем милиционеру регулировочная палочка». 13 Январь Организованная Совместная деятельность образовательная взрослого и детей с учетом деятельность интеграции образовательных областей «Знакомство с дорожным знаком «Дети» » Цель: знакомство детей с дорожным знаком «Осторожно дети»; закреплять правила поведения на тротуаре; развивать у детей азы дорожной грамоты. С/р игра «Едем через мост» Рассматривание иллюстраций с изображением городских улиц, транспорта. Д/и «Угадай по описанию П/и «Самолѐты», «Поезд». Чтение стихотворений А Северного «Светофор», Я. Пишумова «Машина моя». Чтение пословиц и загадок о дорожном движении. Чтение рассказа И. Серякова «Улица, где все спешат». Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей. Обогащение предметноразвивающей среды карточками «опасные ловушки». Работа с родителями Игровое оборудование для сюжетно-ролевой игры «Едем через мост». Выставка рисунков детей совместно с родителями: «Какие бывают машины». Круглый стол «Как научить ребенка безопасному поведению на улице». Материал для продуктивной деятельности. Д/и «Найди свой цвет», «Собери светофор». Беседа «Движение на улице». Цель: учить детей не нарушать правила дорожного движения, гулять на улице только с родителями и под их присмотром. Беседа «Я хочу быть здоровым. Я очень спешу». Ц:знакомить детей с дорожными знаками «Больница. Д\и «Четвертый лишний» Цель: закреплять умение классифицировать предметы. Показать карточку, попросить найти «лишний» предмет. Объяснить, почему он «лишний». Д\и « Красный, желтый, зеленый». Цель: развитие внимания, памяти. (зеленый кружок – все хлопают в ладоши; желтый кружок – поднимают руки вверх; красный – молчат). 14 Февраль Организованная образовательная деятельность Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей «Как транспорт людям помогает». Цель: знакомство детей со специализированными видами машин (скорая, пожарная, снегоуборочная и т.д.); формировать у детей представления о том, какие бывают машины и каково их значение в жизни человека; закреплять знания о дорожном транспорте и его основных частях; развивать память, речь, мышление. Рассматривание гаража для автомобиля. Цель: знакомство с объектом и его назначением. Конструирование «Грузовая машина» Цель. развитие способности строить обобщенное изображение грузовой машины, умение анализировать и выделять в предмете его основные части. Д\и «Спрячь машинку в гараж» Цель: закрепить цвета светофора. Конструирование и обыгрывание постройки «Гаража». Игра с макетом. Цель: развивать у детей желание расставлять на макете игровое оборудование, и обыгрывать их. Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей. Материал для продуктивной деятельности. Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты того или иного вида транспорта и т.д.) Работа с родителями Рекомендации: «Какую литературу читать детям по ПДД». Физкультурный досуг совместно с родителями (папами) «Разрешается — запрещается!», приуроченному ко Дню Отечества. Акция «Малыш в машине» (правильная перевозка детей в автомобилях) Чтение пословиц и загадок о дорожном движении. Чтение рассказа И Серякова «Машина, которую рисовать научили» П/ игра «Воробушки и автомобиль». Рассматривание сюжетных картинок по теме. Д/и «Как перейти улицу» Цель: Познакомить детей с правилами перехода улицы. Рисование «В машине, машине шофер сидит». Аппликация «Стоп машина! Тише ход! На дороге пешеход! Д\и «Поставь машину в гараж». Цель: закрепление знаний детей о различных видах транспорта (легковом, грузовом, пассажирском) 15 Март Организованная Совместная деятельность образовательная взрослого и детей с учетом деятельность интеграции образовательных областей «Общественный транспорт» Цель: познакомить детей с общественным транспортом; дать представление, что по городу можно ездить на транспорте: автобусе, троллейбусе, трамвае, маршрутном такси; знакомить детей с особенностями движения общественного транспорта; закрепить у детей знания о дорожном транспорте и его основных частях. Наблюдение за грузовым транспортом. Цель: развитие представлений о грузовом транспорте, умение анализировать предмет. Строительство грузовой машины. Цель: учить выделять в предмете его основные части, определять их назначение и строение. Рассматривание альбома «Виды транспорта». Лото «Разноцветный транспорт» Цель: развитие представлений об основных цветах.. Д/ игра «Мы едем, едем, едем» (« На чем поедем») Цель: развивать умение работать детей с вкладышами, закрепить знания о разных видах транспорта. Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей. Активизация детей на самостоятельную деятельность в уголке по ПДД: настольнопечатные игры, книги, иллюстрации. Материал для продуктивной деятельности. Работа с родителями Познавательно – развлекательное мероприятие совместно с родителями (мамами) «Моя заботливая мама», приуроченное к Международному женскому дню 8 марта. Обогащение предметноразвивающей среды карточками «опасные ловушки». Развивающая игра «Собери автомобиль» (разрезные картинки). Знакомство с дорожными знаками. Ц:познакомить детей наглядно с дорожными знаками. Учить отгадывать загадки Конструирование «Трамвай» Цель: развитие способностей анализировать образец постройки. Д\и «Собери правильный светофор», «Пешеходный переход», «Раз, два, три транспорт собери», «Почини машину». 16 Апрель Организованная Совместная деятельность образовательная взрослого и детей с учетом деятельность интеграции образовательных областей «Помощники на дороге». Цель: учить применять правила дорожного движения на практике; закрепить знания о работе светофора и о назначении; о дорожных знаках; закрепить знания о правилах поведения на проезжей части для водителя и пешехода 2,3недели диагностика Целевая прогулка «Дисциплинированных пешеходов» Цель: знакомство с разнообразием улиц и дорог в ближайшем окружении, какие дорожные знаки и разметка встречаются на дорогах. С/р игра «Улицы города» Цель: закрепление правил перехода улиц, формирование реакций на сигналы светофора. Д/и «Мы едем, едем, едем» ( «По морю, по земле, по воздуху») Цель: учить детей делать простейшие обобщения, закрепить разные виды транспорта. Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей. Выполнений заданий в рабочих тетрадях. Материал для продуктивной деятельности. Игровое оборудование для сюжетно-ролевой игры «Улицы города» Работа с родителями Встреча с работником ГИБДД (профилактика детского травматизма на дорогах города). Конкурс-дефиле «Стань заметней на дороге» (презентация одежды для детей со светоотражающимися элементами) Рисование «Окна в автобусе». Рассматривание иллюстраций по теме «Транспорт» «Дорожные ситуации» Цель: учить детей составлять небольшие рассказы о дорожных ситуациях по содержанию сюжетных картинок. Беседа с картинками из серии «Специальные машины»: «Скорая помощь», «Пожарная машина». Цель: закрепить представления о специальных машинах, умение отвечать на вопрос: «Как ты узнаешь, что на машине едет доктор к больному?» (на машине «Скорая помощь» имеется красный крест); замечать характерные детали. Рассматривание картины «Едем на автобусе». 17 Май Организованная образовательная деятельность Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей «Осторожно дорога» Цель: учить детей применять полученные знания на практике; развивать мышление, наблюдательность Беседа по картине «Улицы города». Цель: овладение действиями замещения, построения и использование людьми. Развитие представлений об улице, городе, о ПДД. П/и: «Самолѐты»,«Поезд», «Ловкий пешеход». Цель: развивать ловкость, действовать по сигналу. Рассматривание сюжетных картинок по теме. Чтение стихотворений А. . Дмоховского «Чудесный островок», В Берестова «Это Конструирование еду я бегом». «Строительство Д/и «Мы едем, едем, едем» (« улиц города». Кто быстрее») Цель: закрепить Цель: знания о транспорте. стимулировать Д/и «Геометрическое лотосамостоятельное транспорт». Цель: закрепить создание детьми знания детей о геометрических конструкции дома фигурах, о различных видов с внесением в неѐ транспорта, учить их элементов нового. классифицировать. Рассматривание иллюстраций по Придумать теме «Транспорт» название улиц Беседа по теме города. Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей. Материал для продуктивной деятельности Активизация детей на самостоятельную деятельность в уголке по ПДД: настольнопечатные игры, книги, иллюстрации. Макет улицы, где обозначены тротуар и проезжая часть. Работа с родителями Родительское собрание «О предупреждении детского травматизма на дорогах в дни летнего отдыха» Распространение среди родителей памяток для водителей и пешеходов. «Улица полна неожиданностей. Где должны играть дети?» Ц:закрепить знания детей, полученные в течение года. Убедить детей в необходимости реагирования на световые и звуковые сигналы машин. Д\и «Конструктор» Цель: развивать воображение. Формировать умение складывать изображение из деталей геометрического конструкторамозаики, комбинируя различные фигуры, изменяя их положение на плоскости стола; из предложенных геометрических фигур выложить любое транспортное средство. 18 Перспективный план для средней группы: Месяц Сентябрь Тема, цели, задачи. Работа с детьми, работа с родителями. Тема: «Знакомство с улицей». Работа с детьми. Задачи: дополнить представления детей об улице новыми сведениями: дома на ней имеют разное назначение, в одних живут люди, в других находятся учреждения – магазины, школа, почта, детский сад и т. д.; машины движутся по проезжей части улицы; движение машин может быть односторонним и двусторонним; проезжая часть улицы при двустороннем движении может разделяться линией. Чтение худ. произведений. Предложить детям построить из строительного материала улицу (дорогу, дома) и обыграть еѐ. Беседа с детьми о том, как они добираются до детского сада. Строительные игры «Построй улицу», «Собери машину». Беседы с рассматриванием иллюстраций С родителями: Рекомендовать родителям погулять по улицам города. Консультация для родителей: «Дети участники дорожного движения». Октябрь Тема: «Светофор и его сигналы» Задачи: Закрепить представление о назначении светофора, его сигналах, цвете, закрепить умение действовать по сигналу С детьми: Чтение стихотворений и рассказов о светофоре, п\и «Пешеходы и автомобили», «Сигналы светофора», рисование светофора, игровые моменты «Объясни Мишке». Проблемная ситуация с детьми «Как правильно переходить улицу».Сюжетно-ролевая игра «Автобус». С родителями: Рекомендовать совершить 19 экскурсию к светофору, понаблюдать за его работой. Консультация для родителей: «Безопасное кресло». Игровая ситуация, дети совместно с родителями: «В гости к крокодилу Гене». Ноябрь Тема: «Какие бывают машины». Задачи: познакомить детей с машинами специального назначения: «Скорая помощь», «Пожарная», «Милиция», «Хлеб», «Продукты», «Мебель» и т. д.; объяснить, что автобус, грузовые и легковые машины заправляются бензином, а трамвай и троллейбус работают от электричества; раскрыть понятие о том, что пассажирский транспорт ездит по определѐнному маршруту С детьми: Сравнительные наблюдения за грузовым и пассажирским транспортом, рассматривание книжек с машинами специального назначения, загадки о разных видах транспорта, рассматривание картинок городского общественного транспорта, беседы, раскрашивание трафаретов различного транспорта, конструирование машин из строительного материала, пение песенки «Машина» Д/и «Подумай - отгадай» С родителями: Консультация: «Безопасность детей на улице». Анкетирование: «Взрослые и дети на улицах города» Декабрь Тема: «О чем говорят дорожные знаки». Задачи: Познакомить с предупреждающими, запрещающими и указательными знаками, формировать умение различать их , узнавать на картинках, дороге С детьми: Рассматривание знаков на картинках, игра «В гости к дорожным знакам, игра « Знаки заблудились», игра « Собери знак», П/и «Сигналы светофора» СС родителями: Привлечение родителей к пополнению материала по ознакомлению детей с правилами 20 дорожного движения. Р Рекомендации по домашнему чтению. Январь Тема: «Улица полна неожиданностей». Задачи: Познакомить с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на дороге С детьми: Чтение сказки « Приключение колобка», разбор каждой ситуации. Д/и «Законы улиц и дорог» Чтение отрывка из книги Сегал и Ильина «Машины на нашей улице» С родителями: Консультация « Ребенок на улице: жизнь на детской площадке» Консультация «Приемы обучения юного пешехода» Февраль Тема: «Поведение в общественном транспорте». Задачи: Закрепить знания детей о правилах поведения в общественном транспорте. Развивать внимание, усидчивость, терпение С детьми: Чтение « Уроки вежливости», беседы о правилах поведения в общественном транспорте, игра «Помоги Незнайке» (разбор ситуаций в общественном транспорте) Д/и «Научим Незнайку ПДД» Беседа о правилах поведения в общественном транспорте. П/и «Где мы были, мы не скажем, на чем ехали, покажем» С родителями: «Дорога не терпит шалости – наказывает без жалости».Папка – передвижка «Рекомендации для родителей по правилам дорожного движения» Март Тема: «Знай и выполняй правила уличного движения». Задачи: Закреплять знания С детьми: Дидактические игры «Разрешается, запрещается», «Мы пешеходы», строительная 21 правил уличного движения игра « Улицы города» Сюжетно-ролевая игра «Шоферы» СС родителями: Анкетирование родителей на тему « Я и мой ребѐнок на улицах города» Выставка подобранной литературы по ППД. Апрель Тема: «Игры во дворе» Задачи: Познакомить детей с различными опасными ситуациями, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, рассказать о необходимых мерах предосторожности, уточнить, где можно, а где нельзя играть С детьми: Игра « Оцени поступок», игровые ситуации « Научи Незнайку играть во дворе» Д/и «Безопасный город» Цель: дать представление о том, как важно правильно ходить и ездить по городу. П/и «К своим знакам» Чтение художественной литературы О. Ю. Соловей «Безопасная улица» С родителями: Изготовление жезла, Макетов дорожных знаков. Май Тема: «Незнайка в гостях у детей». Задачи: Закрепить представление о городском транспорте, знания о правилах дорожного движения, о назначении сигналов светофора, различать основные дорожные знаки, развивать устойчивые навыки безопасного поведения на улице С детьми: П/и «Грузовики» Конструирование транспорта. Цель: развивать конструктивные умения детей. Чтение Вольский А. «Запомни, юный пешеход!» Работа с пластилином. Лепка различных видов транспорта НОД «Безопасность на 22 дороге» С родителями: Развлечение « Незнайка в гостях у детей» Фотовыставка «Дети на улице» 23 Перспективное планирование по ПДД в старшей группе Непосредственно Совместная Самостоятельная образовательная деятельность деятельность детей. деятельность. воспитателя с детьми. Работа с родителями сентябрь Ознакомление с окружающим. Тема: «Наш город» Беседы, рассматривание иллюстраций «Безопасность на улице», «Улица нашего города» Ситуативный разговор «Чем опасен стоящий на проезжей части транспорт». Чтение художественной литературы: Н. Кончаловская «Самокат». Аппликация «Наша улица». Конструирование «Улица». Рисование: «Улица города». С/р игра «Улица» П/и «Ловкий пешеход» Консультация «Безопасный маршрут из детского сада домой» Памятка «Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге». О. Бедарев «Азбука безопасности». Закрепление с детьми их домашних адресов. октябрь Познавательное занятие «Красный, жѐлтый, зелѐный» Ситуативный разговор «Как перейти через проезжую часть у перекрѐстка со светофором, имеющим дополнительные секции со стрелками». 3,4 недели – диагностика. Беседа «В чѐм опасность движения пешехода по разрешѐнному сигналу светофора». Д/и «Три сигнала светофора», «Светофор и пешеходы». Чтение художественной литературы: С. Михалков «Моя улица», Г. Ладонщиков «Светофор», О.Тарутин «Для чего нам светофор?» П/и «Светофор», «Кто быстрее соберет светофор» Рисование нетрадиционным способом «Светофор». Сюжетно –ролевая игра «Умный пешеход» Предложить родителям совместный просмотр с детьми познавательного мультфильма «У Лукоморья – Светофор». Консультация: «Родители – пример для детей в соблюдении правил дорожного движения» 24 ноябрь Ознакомление с окружающим «Виды пешеходных переходов. Правила перехода дороги» Беседа «О полосатой зебре» и о дорожном знаке «Пешеходный переход». Аппликация "Пешеходный переход." Д/игра «Сломанный светофор», «Ловкий пешеход». Сюжетно-ролевая игра"Пешеходы и транспорт." Чтение художественной литературы: Н. Носова «Подарок от зебры» Т.А. Шорыгина «Сказка о правилах дорожного движения. Часть 1. Игрушечная дорога», «Подземный переход», » С. Волков «Про правила дорожного движения. Раскрашивание Просмотр познавательного мультфильма «Дорога и знаки». Аппликация «Собери знак». Изготовление и раздача информационных буклетов «Для чего нужны светоотражающие элементы?» сюжетных раскрасок о ПДД. П / игра «Воробышки и автомобиль» Декабрь Рисование. Тема: «Знаки дорожного движения» Беседа «Знакомимся со знаками дорожного движения». Чтение художественной литературы: В. Головко «Правила движения», Г. П. Шалаева «Мои друзьядорожные знаки». Ручной труд: изготовление дорожных знаков. Сюжетно – ролевая игра «правила дорожного движения». Раскрашивание раскрасок на тему: «Правила дорожного движения». Буклет «Дидактические игры по безопасности дорожного движения». Анкетирование родителей «Знает ли мой ребенок дорожные знаки?» Лото «Дорожная азбука» Д/ игра «Найди пешехода – нарушителя», «Угадай какой знак». Январь Ознакомление с окружающим «Зимняя дорога – опасна!» Беседа «Где должны играть дети», «Будь внимателен – зимняя дорога!» Чтение художественной литературы: А. Шалобаев Рассматривание картин изображающие дорожное движение в зимний период. Изготовление и раздача памятки «Причины детского дорожнотранспортного травматизма». 25 «Посмотри налево, посмотри направо», Т.А. Шорыгина «Пойдем играть в хоккей», Н.Носова «На горке» , И. Лешкевич «Гололед». Обсуждение правильности выбора места для игр зимой. Просмотр познавательного мультфильма Не играй рядом с дорогой в гололед Правила дорожного движения для детей Сюжетно – ролевая игра «Нам на улице не страшно». Памятка о соблюдении ПДД в зимний период Рисование «правила ПДД зимой». Д/и «Где играют зверушки?». П/и «Стоп, машина!» Февраль Ознакомление с окружающим «Виды транспорта» Беседа: «Что должны знать и уметь водители» С/р. игра «Водители», «ГИБДД» Чтение художественной литературы: Н. Носов «Автомобиль», Л. Гальперштейн «Трамвай и его семья», Ильин, Е. Сегал«Машины на нашей Рассматривание альбома улице». Конструирование «Автобус». Д\и «Угадай вид транспорта по описанию» «Общественный транспорт» Беседа + изготовление и раздача буклетов о последствиях превышения скорости водителям автотранспортных средств: «Водитель, не спеши!» Рисование и раскрашивание картинок с изображением различных видов транспорта. Трафареты «Транспорт» П/и «Едем – едем на машине» Март Развитие речи. Тема: Составление рассказа по картине В. Гербовой «Случай в автобусе». Чтение художественной литературы: С. Волков С/Р игра «Шоферы и пассажиры», «Такси» «Едут, едут пассажиры», А. Клименко «Когда мы пассажиры» Рисование: «Разные Беседа: Правила поведения в общественном транспорте. «Поведение пассажиров при Машины едут по улице. Изготовление и раздача памятки «Правила перевозки детей в автомобиле». Консультация Лепка: «Машина для «Безопасность в общественном 26 посадке в транспорт»: папы». Показ мультимедийной презентации: "Правила поведения в общественном транспорте" П / игра «Цветные автомобили». транспорте» Д/И « Можно – нельзя, правильно – неправильно». Апрель Ознакомление с окружающим «Место для игр и катания». 3,4 недели – диагностика. Беседа: «Где можно кататься на велосипеде», «Если ты гуляешь один». Чтение художественной литературы: С. Михалков «Велосипедист», Н. Кончаловская «Самокат». Проблема: «Сел на велосипед – соблюдай правила, почему?» Просмотр познавательного мультфильма Робокар Поли : Правила дорожного движения - Безопасная езда на велосипеде. Рисование: «Я люблю кататься на велосипеде». рассматривание альбомов с иллюстрациями «Какие велосипеды бывают», «Дорожные знаки для велосипедистов». Консультация «Маленький велосипедист». Памятка "для родителей о безопасности детей при катании на велосипеде" Конструирование из строительного материала «Дорога». П / и «Тише едешь дальше будешь» Май Викторина «Знаешь ли ты правила дорожного движения?» Беседа «Дисциплина на дороге - залог безопасности» Чтение художественной литературы: С. Волков «Про правила дорожного движения»: "Как пройти через дорогу», М. И. Радзиевская «Ты и дорога». Д/игры: «Угадай какой знак». Игра – драматизация: «Правила уличного С/р игра «Улица», «Путешествие по городу» Консультация «Что читать и смотреть с детьми о ПДД». Показ кукольного театра «Уважайте светофор». Анкета для родителей «Как вы соблюдаете правила дорожного движения» Рассматривание иллюстраций с изображением различных ситуаций на дороге. 27 движения».Просмотр мультфильмов из серии «Уроки тетушки Совы» «Азбука безопасности на дороге».Проблемная ситуация «Что будет, если исчезнут дорожные знаки?» Рисования «Мой дорожный знак». Рисование (по замыслу) «ПДД» 28 Используемая литература Гарнышева Т.П «Как научить детей ПДД?» Методические рекомендации и развернутые планы занятий Издательство «Детство - Пресс» 2010 – 64с. Данилова Т.И «Программа «Светофор» обучение детей дошкольного возраста ПДД» СПб., издательство «ДЕТСТВО -ПРЕСС» 2009 – 208с. Саулина Т.Ф «Три сигнала светофора» М.: «Мозаика - Синтез» 2008 – 112с. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стѐркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2003 – 144 с Гудимов В.П. Сборник тематических загадок для дошкольников, - М.: Сфера, 2002. Занятия по правилам дорожного движения / Под ред. Е.А.Романовой, А.Б.Малюшкина. М., 2008. Клименко В.Р. Обучайте дошкольников правилам дорожного движения. М., 2000. Прокофьева С., Сапгир Г., Мой приятель – светофор. М., 1998. Семенюк В.И., Владимиров Н.В. Работа с детьми по изучению правил дорожного движения. Минск, 2001. Степанкова Э.Я., Филенко М.В. Дошкольникам о правилах дорожного движения.м., 2002. Сыч В.Д. Плакаты по изучению в детском саду правил дорожного движения. Киев, 2003. Шорыгина Т.А. Осторожные сказки М., 2002. Шорыгина Т.А. Беседы о безопасности с детьми 5 – 8 лет. М., 2008. О того, насколько хорошо ребѐнок усвоил правила безопасного поведения и как применяет их в реальной ситуации в улично-дорожной сети, зависит его здоровье. Для нас, взрослых самое ценное – здоровье и жизнь ребѐнка. Очень важно, чтобы соблюдение правил безопасности стало нормой и образом жизни детей и взрослых. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких пешеходов, которых уже сейчас подстерегают серьѐзные трудности и опасности. Поэтому изучение Правил дорожного движения целесообразно начинать именно в дошкольном возрасте. Известно, что привычки, закреплѐнные в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. 29