1 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников «Успех» с. Кабанск МО «Кабанский район» Республики Бурятия Республики Бурятия «ПРИНЯТО»: на заседании Педагогического совета Протокол от «_____»_______2023 года «УТВЕРЖДАЮ» : заведующий МАДОУ «Детский сад «Успех» с. Кабанск ________________Т.В.Фролова «_____»_____________2023 год Индивидуальный образовательный маршрут ребенка – инвалида с ОВЗ (для глухих детей с 3 – х лет) Сентябрь 2023 СОДЕРЖАНИЕ: 2 № 1. Заглавие Общие данные стр. 3 2. Пояснительная записка 4 3. Результаты наблюдения воспитателя 6 4. Результаты обследования учителя-логопеда, педагога - психолога 8 5. Результаты обследования учителя-логопеда, педагога - психолога 9 6. Содержание работы 10 6.1. Цели и задачи индивидуального образовательного маршрута 10 6.2. Основные направления коррекционной работы 11 6.3. Календарно – тематическое планирование 12 6.4. Организованная образовательная деятельность 13 6.5. Содержание работы раздел «Сенсорное развитие» 15 7. Планируемые результаты 15 Используемая литература 15 3 1.Общие данные Ф.И.О. ребенка Кривогорницын Ярослав Дата рождения 09.07.2020 г. Дата поступления в ДОУ 20.12.2021г: Сведения о семье: Мать (ФИО, образование, место Кривогорницина Ирина Викторовна, средне – работы) специальное, ООО «Почта России» Отец (ФИО, образование, место Кривогорницын Виктор Геннадьевич, среднее, вахта работы) Воспитатели (ФИО): Лагерева Вера Владимировна Новикова Ирина Иннокентьевна Специалисты (ФИО): Учитель-дефектолог: ставки нет Учитель-логопед: Караваева Ирина Ивановна, 0,5 ст. Педагог-психолог: Караваева Ирина Ивановна, 0,5 ст. Социальный педагог: ставки нет Дополнительные специалисты в соответствии с Договором на оказание консультативных услуг с Центром реабилитации и абилитации детей с нарушением слуха «Совушки» (ГБОУ «СКОШИ I-II вида») от 08.11.2022 г. Группа здоровья глухота Режим пребывания ребѐнка в Пятидневная рабочая неделя, 12 часов пребывания с ДОУ 7.00 до 19.00 Заключение РПМПК нарушение слуха – глухота, заключение ТПМПК № 67 от 08.04.2016 Рекомендации РПМПК • психолого – педагогическое сопровождение в период адаптации; • формирование продуктивного взаимодействия со взрослыми; • формирование и развитие коммуникативных и социальных навыков; • развитие эмоциональной сферы; • развитие игровых действий; • осуществление общего тьторского сопровождения реализации АООП Долговременные цели Цели на текущий период Достижение воспитанником образовательной программы в соответствии с индивидуальными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями. Социальная адаптация, приспособление к жизни и интеграция в общество. 1. развитие произвольной регуляции поведения; 2. развитие эмоционально – волевой и личностной сферы; 3. развитии познавательной сферы: внимания, восприятия, мышления, памяти и речи. 4. развитие моторики; 4 5. развитие всех видов детской деятельности; Индивидуальный образовательный маршрут ( ИОМ ) ребенка – инвалида с ОВЗ (для глухих детей) разработан в соответствии: С образовательной программой МАДОУ «Детский сад «Успех» с. Кабанск с учетом ФОП ДО; В соответствии Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; Приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1022 "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"; Заключением РПМПК № 3781 от 21.10.2022 г. О создании специальных условий для получения образования обучающемся ОВЗ Возрастная группа: вторая младшая (2-3 года) Срок реализации: 2022-2023 учебный год 2. Пояснительная записка Дети с нарушением слуха имеют ряд особенностей в психофизическом развитии, общении, порожденных первичным недостатком – нарушением слуха. Эти особенности не позволяют слабослышащим эффективно развиваться, овладевать знаниями, приобретать жизненно-необходимые умения и навыки. Основой классификации являются следующие критерии: степень потери слуха, время потери слуха, уровень развития речи (Р.М. Боскис). В соответствии с этими критериями выделяют следующие группы детей. 1. Глухие (неслышащие). К ним относят детей со степенью потери слуха, которая лишает их возможности естественного восприятия речи и самостоятельного овладения ею. Среди них выделяют: • Рано оглохших. В эту группу входят дети, родившиеся с нарушенным слухом либо потерявшие слух до начала речевого развития или на ранних его этапах. Обычно сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать сильные резкие звуки; • Позднооглохших. Это дети, сохранившие в той или иной мере речь, потерявшие слух в том возрасте, когда она уже была сформирована. Главной задачей в работе с ними является закрепление уже имеющихся речевых навыков, предохранение речи от распада и обучение чтению с губ. 3. Слабослышащие (тугоухие). Это дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие, но с сохранной способностью к самостоятельному накоплению речевого запаса при помощи остаточного слуха. Речь слабослышащего ребенка обычно имеет ряд существенных недостатков, которые подлежат коррекции при легкой степени тугоухости шепотная речь воспринимается на расстоянии 3 – 6 м от уха, разговорная – на расстоянии 6 – 8 м; - при умеренной степени тугоухости шепотная речь воспринимается на расстоянии 1- 3 м, разговорная – на расстоянии 4 – 6 м; - при значительной степени тугоухости шепотная речь воспринимается на расстоянии не далее 1 м, разговорная средней громкости – на расстоянии 2 -4 м; - при тяжелой степени тугоухости – шепот воспринимается на расстоянии 0,5 м, разговорная речь – на расстоянии не более чем 2 м. «Группа слабослышащих детей также неоднородна. В зависимости от степени понижения слуха и от других факторов она весьма разнообразна по уровню речевого развития детей. 5 Для педагогических целей слабослышащие дети школьного возраста делятся на две категории: - слабослышащие дети, обладающие развитой речью с небольшими ее недостатками; - слабослышащие дети с глубоким речевым недоразвитием. В психическом развитии детей с нарушенным слухом выделяют две характерные закономерности. Первая из них состоит в том, что из-за поражения слуха объем внешних воздействий на глухого ребенка ограничен, взаимодействие со средой обеднено, общение с окружающими людьми затруднено, в то время как необходимым условием успешного психического развития всякого ребенка является значительное возрастание количества, разнообразия и сложности внешних воздействий. Вследствие этого ограничения психическая деятельность такого ребенка упрощается, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и разнообразными, формирующаяся система межфункциональных взаимодействий изменена. Компоненты психики у ребенка с нарушенным слухом развиваются в иных по сравнению со слышащими детьми пропорциях: наблюдается несоразмерность в развитии нагляднообразного и словесно-логического мышления (превалирует первое); письменная речь в обеих формах – импрессивной (чтение) и экспрессивной (письмо) – приобретает большую роль по сравнению с устной. Вторая закономерность – отличия в темпе психического развития у детей с нарушениями слуха по сравнению с нормально слышащими детьми. Различия в психической деятельности между слышащим и глухим ребенком, незначительные на начальных этапах онтогенеза, возрастают в течение последующего времени. Так происходит до определенного этапа, когда вследствие систематического сурдопедагогического воздействия различия перестают нарастать и даже уменьшаются. Чем благоприятнее условия, тем быстрее и значительнее сближается развитие ребенка с нарушенным слухом с развитием нормально слышащего ребенка. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением слуха Период дошкольного детства – очень важный этап в воспитании человека, когда закладываются основные черты его характера, начинается становление личности. Речь – это не врожденная функция, она усваивается каждым человеком индивидуально в процессе речевого общения ребенка с окружающими людьми. Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной аффективно-волевой сферах. Речевая недостаточность у детей влияет на их общее развитие: тормозит формирование психических функций, ограничивает познавательные возможности, нарушает процесс социальной адаптации. И только комплексное воздействие на ребенка дает успешную динамику речевого развития. Недостатки слуха у ребенка приводят к замедлению в овладении речью, к восприятию речи на слух в искаженном виде. Варианты развития речи у слабослышащих и глухих детей очень велики и зависят от индивидуальных психофизических особенностей ребенка и от тех социально-педагогических условий, в которых он находится, воспитывается и обучается. Слабослышащий ребенок даже с тугоухостью второй степени к моменту поступления в школу может иметь развитую, грамматически и лексически правильную речь с небольшими ошибками в произношении отдельных слов или отдельных речевых звуков. Психическое развитие такого ребенка приближается к нормальному. И в то же время слабослышащий ребенок с тугоухостью всего лишь первой степени при неблагоприятных социально-педагогических условиях развития к 7-летнему возрасту может пользоваться только простым предложением или только отдельными словами, при этом речь его может изобиловать неточностями произношения, смешениями слов по 6 значению и разнообразными нарушениями грамматического строя. У таких детей наблюдаются особенности во всем психическом развитии, приближающиеся к тем, которые характерны для глухих детей. 3. Результаты наблюдений воспитателя 1. Как долго ребенок посещает данный детский сад, в том числе, сколько времени он обучается у последнего воспитателя, часто ли он болеет, охотно ли ходит в детский сад. Группу посещает с декабря 2021 года. С воспитателями И.И. Новиковой , В.В Лагеревой взаимодействует второй год. Частые пропуски в связи с простудным заболеваниями. Детский сад посещает с удовольствием. 2. Как ребенок ведет себя в дошкольном Контактирует с воспитателями и детьми, учреждении (контактирует ли со взрослыми, с пользуется жестами. Капризы не воспитателем, со сверстниками). наблюдаются, всегда в хорошем настроении, улыбается. 3. Достаточно ли он овладел навыками самообслуживания. Ест самостоятельно, убирает за собой посуду, опрятен. 4. Как относится к занятиям и как ведет себя На занятиях чаще пассивно наблюдает, на занятиях. Какие особенности поведения выполняет работы с помощью воспитателя способствуют, а какие препятствуют усвоению и закреплению знаний, умений, навыков. 5. Как ребенок относится к труду, какие виды умеет подметать полы, складывать труда предпочитает, в каком темпе работает, игрушки и вещи доводит ли дело до конца и проявляет ли заинтересованность в конечном результате. 6. Особенности умственного развития ребенка. Справляется ли он с программой детского сада. Мониторинг проводится на основании наблюдений за играми воспитанника. Нет данных по развитию речи. 7. Какое участие принимают родители в развитии и воспитании ребенка. Родители активно участвуют в воспитании ребенка. Чаще забирает мама, задает вопросы по самочувствию ребенка. Рекомендации педагогов старается выполнять. 8. Что вызывает воспитателя наибольшие трудности или беспокойство. По результатам проведенной поездки и консультации в Центре «СОВУШКИ» были даны первичные рекомендации. В том числе формирование привычки к слуховому аппарату. Но ребенок отказывается в саду 7 носить, дома также стягивает. Внешний вид ребенок опрятный, ухоженный, культурно – гигиенические навыки сформированы, следит за своим внешним; Эмоциональная сфера и поведение ребенка - В контакт со взрослым вступает с осторожностью. Во время общения молчит, но при просьбе взрослого: «Сделай как я», может выполнить задание опираясь на образец. Инструкция взрослого чаще не доступна ребенку, только в ситуации общения на уровне глаз, с помощью жестов. Нуждается в организующей помощи взрослого, самостоятельно не справляется. Работоспособность низкая. Нуждается в частой похвале и тактильном одобрении взрослого (поглаживании по голове). В процессе игры (когда что-либо не получается), ребенок ждет помощи взрослого, или теряет интерес к деятельности; Запас представлений об окружающем мире и точность этих представлений - знания об окружающем мире сформированы ограничено. Знает людей ближайшего окружения, родственников. Складывает предметы в порядке возрастания и убывания. Ориентируется в геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Знает (сличает и называет) основные цвета спектра Уровень развития игры: отношение к игрушкам и развитие предметно-игровых действий, умение произвести по подражанию несколько последовательных игровых действий - ребенок начинает выполнять совместные со взрослым игровые действия, при этом повторяет действия взрослого и не привносит в игру от себя новых действий; отмечаются процессуальные действия, манипуляции; Развитие практической ориентировки на форму, т. е. умения пользоваться методом проб при выполнении практических задач - Алмаз понял и принял задание, с интересом выполнил его методом зрительного примеривания; Развитие ориентировки на величину - Ребенок принимает задание, охотно действует с матрешкой, но при выполнении задания не учитывает величину, части матрешки, т.е. отмечаются хаотичные действия. В процессе обучения действует раздраженно (злится), действует по своему усмотрению; Умение действовать целенаправленно, ориентируясь на образец, уровень восприятия цвета - ребенок принимает и понимает задание, но при выполнении не ориентируется на образец, хотя и расставляет фишки последовательно; после указания на ошибки (взрослый еще раз обращает внимание на цвет домиков) ребенок действует соответственно образцу; заинтересован в результате; Целостное восприятие - ребенок принимает и понимает задание; самостоятельно не может выполнить его, но пытается соединить части в целое; в условиях обучения 8 пользуется первым вариантом помощи; после обучения переходит к самостоятельному способу выполнения; заинтересован в результате своей деятельности; Сформированность количественных представлений - в условиях обучения с помощью указывающих жестов действует адекватно, счетные операции даже в пределах трех не выполняет; к конечному результату безразличен. Умение работать по образцу действовать целенаправленно - самостоятельно по образцу может строить только после обучения; заинтересован в конечном результате. Выявление понимания сюжетного изображения, уровня развития связной речи - У ребенка собственная речь не проявлена Состояние моторики. Во внешних проявлениях нарушений моторики не видно. Но при выполнении заданий левая рука не замыкает цепь действий ведущей, правой руки, т.е. согласованность действий обеих рук отсутствует. Выводы: Уровень познавательного развития ребенка соответствуют низким показателям возрастной нормы, и охарактеризовать их можно следующим образом: - В контакт со взрослым вступает с осторожностью. Во время общения молчит, но при просьбе взрослого: «Сделай как я», может выполнить задание, опираясь на образец. - Инструкцию взрослого доступна не всегда, только в ситуации общения и в виде простых слов. Чаще слова педагога подкрепляются жестом. Нуждается в организующей помощи взрослого, самостоятельно не справляется. Работоспособность низкая. Нуждается в частой похвале и одобрении взрослого. - В процессе игры (когда что-либо не получается), ребенок ждет помощи взрослого, или теряет интерес к деятельности - В процессе выполнения практических задач ребенок всегда нуждается в помощи взрослого и только потом может перейти к самостоятельному выполнению задания. Характер деятельности нестабильный, динамика неравномерная. - Знает, различает основные и оттеночные цвета, геометрические фигуры. Уровень пространственного восприятия низкий. – Ребенок с окружающими общается очень мало, в основном с мамой. Понимает обращенную речь в простых речевых конструкциях, часто эту речь необходимо подкреплять жестами. Выполняет простые инструкции со знакомыми предметами. Сформировано представление о себе не имеет, знает свое имя, сформированы представления о своих близких. - Условия семейного воспитания благоприятные. 4. Результаты обследования учителя – логопеда. Состояние общей моторики: объѐм движений снижен, темп неравномерный, мышечный тонус снижен, активность низкая, координация недостаточно сформирована, переключаемость с одного движения на другое несвоевременная, замедленная прыжки на одной ноге не выполняет, двух ногах не выполняет, мяч ловит и кидает не точно; Состояние произвольной моторики пальцев рук: выполнение замедленное со зрительным контролем и помощью педагога, самостоятельно – после стимулирующей помощи; 9 Артикуляционный аппарат: губы естественной полноты; зубы ровные; язык в норме; небо куполообразное, естественной высоты; размер и строение челюсти без особенностей, прикус физиологический; Состояние артикуляционной моторики: губы – малоподвижные, мышечный тонус снижен, объѐм движений неполный, темп неравномерный, переключаемость несвоевременная; основные движения выполняет; артикуляция «смазанная» не четкая, страдает дифференциация и точность движений, кончик языка малоактивен; Состояние мимической мускулатуры: объѐм и тонус снижены, отмечается гипомимичность, мимические позы присутствуют не все («Худышка», «Шарики», «Подмигивание» и др.) Фонетическая сторона речи не сформирована. Звукопроизношение: звукопроизношения не сформировано; Слоговая структура слова не сформирована. Фонематические процессы не сформированы. Фонематический слух: функции фонематического слуха не сформированы; Фонематическое восприятие: не сформировано Импрессивная речь: в контакт со взрослым вступает неохотно. Речь, как средство коммуникации не сформирована. Словарный запас : не сформирован Грамматический строй не сформирован. Процессы словоизменения и словообразования не сформированы; Связная речь находится на уровне слова – жеста (незнакомые слова, словосочетания или просьбы необходимо подкреплять жестом); предметный словарь сформирован на бытовом уровне. Может обратиться ко взрослому (знакомому) с простой просьбой жестом. Заключение: Общее недоразвитие речи (I уровень) 5. Результаты обследования педагога-психолога. Уровень развития игры: отношение к игрушкам и развитие предметноИгровых действий, умение произвести по подражанию несколько последовательных игровых действий -ребенок начинает выполнять совместные со взрослым игровые действия, при этом повторяет действия взрослого иногда привносит в игру от себя новых действий; отмечаются процессуальные действия, манипуляции. Развитие практической ориентировки на форму, т. е. умения пользоваться методом проб при выполнении практических задач - Ярослав понял и принял задание, с интересом выполнил его методом зрительного примеривания; 10 Развитие ориентировки на величину - Ребенок принимает задание, охотно действует с матрешкой, но при выполнении задания не учитывает величину, части матрешки, т.е. отмечаются хаотичные действия. В процессе обучения действует спокойно. Умение действовать целенаправленно, ориентируясь на образец, уровень восприятия цвета - ребенок принимает и понимает задание, но при выполнении не ориентируется на образец, хотя и расставляет фишки последовательно; после указания на ошибки (взрослый еще раз обращает внимание на цвет домиков) ребенок действует соответственно образцу; заинтересован в результате; Целостное восприятие - ребенок принимает и понимает задание; самостоятельно не может выполнить его, но пытается соединить части в целое; в условиях обучения пользуется первым вариантом помощи; после обучения переходит к самостоятельному способу выполнения; заинтересован в результате своей деятельности. Восприятие сформировано, в неполном изображении; представление о цвете: есть; представление о форме: есть; но не всегда соотносит, представление о величине: сформировано, недостаточно, временные представления: сформированы частично; пространственные представления: есть. Мышление соответствует возрасту. Зрительная память: соответствует возрасту. Внимание произвольное. Заключение. Развитие психических функций (восприятие, внимание, память, мышление), развитие мелкой моторики. 6. Содержание работы 6.1. Цели и задачи индивидуального образовательного маршрута Цель: – Создание условий для развития ребенка с нарушением слуха, открывающими возможности для его позитивной социализации, личностного и творческого развития на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и, соответствующими возрасту, видами деятельности. Задачи: • • • • • • • психолого – педагогическое сопровождение в период адаптации; формирование продуктивного взаимодействия со взрослыми; формирование и развитие коммуникативных и социальных навыков; развитие эмоциональной сферы; развитие игровых действий; оказание коррекционной помощи в овладении ребенком программного материала с учетом особенностей здоровья (полная глухота); психолого-педагогическое изучение ребенка с целью уточнения состояния слуха и интеллекта; 11 • обогащение общего развития ребенка с полной глухотой; • разработка ИОМ с учѐтом образовательных потребностей и способностей ребенка; • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, • • • • • индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям ребенка; охрана и укрепление физического и психического здоровья ребенка в том числе его эмоционального благополучия; обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования; обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья ребенка; оказание дистанционных консультативных услуг Центром реабилитации и абилитации детей с нарушением слуха «Совушки» на базе ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат I-II вида»; оказание услуги по сурдопереводу Центром реабилитации и абилитации детей с нарушением слуха «Совушки» на базе ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат I-II вида» 6.2. Основные направления коррекционной работы Направления Содержание работы Развитие мелкой моторики Мозаика, конструирование, ручной труд, дидактические игры, пазлы Развитие артикуляционного аппарата Артикуляционная гимнастика, упражнения с зеркалом, упражнения – подражания. Слухо – зрительное восприятие Формирование привычки носить слуховой аппарат Сюжетно –ролевые игры, чтение по табличкам, фонетическая ритмика, дидактические упражнения; игры на развитие сурдоперевода (по согласованию с Центром «СОВУШКИ») Обучение произношению Голосовые упражнения, дыхательные упражнения, пополнение активного и пассивного словаря (по консультированию с Центром «СОВУШКИ») Развитие мышления, памяти, восприятия, Дидактические игры «Чудесный мешочек», внимания. «Найди пару», «Геометрические фигуры». Рассматривание иллюстраций с последовательно развивающим сюжетом (например, «Репка») 12 Овладение первичными навыками сурдо Дидактические игры по видеосвязи с - перевода консультантами Центром «СОВУШКИ» Дыхательная гимнастика по Стрельниковой Осваивать навыки дыхания Ориентирование в помещении и на территории детского сада Ознакомление с сурдо - зображениями Организованная образовательная деятельность (в соответствии с планированием, по расписанию ООД), включение коррекционных задач во время проведения ООД по продуктивной и конструктивной деятельности. 6.3.Календарно – тематическое планирование коррекционной работы Период Формы работы Цель Сентябрь, октябрь, ноябрь Настольно - печатная игра Мозаика Развитие мелкой моторики пальцев рук, умение подбирать цвета по подражанию педагога Игровое упражнение Кто скорее свернет ленту Развивать мелкую моторику пальцев рук, формировать точность движений Упражнения «Шнуровки» Развивать мелкую моторику пальцев рук, развития восприятия Конструирование. Мебель (диван) Учить ребенка делать постройку – предмет мебели. Уточнить представление об этом предмете, его назначении. Ручной труд «Ежик» Развивать желание заниматься ручным трудом, обучать ребенка действовать с различным природным материалом. Дидактическая игра Переложи игрушки Развивать движения кистей рук, развивать зрительное восприятие. Дидактическая игра Учить отличать на слух однократные Декабрь, январь, 13 февраль Один и много и многократные звучания Игровое упражнения на Учить различать цвета классификацию «Что желтое, зеленое, синее, красное? Игровое упражнение «Палочки» Учить схематически изображать различные предметы с помощью палочек разной величины Дидактические игры Обведи контур фигуры, Раскрась фигуру Уточнить знания ребенка о различных геометрических формах. Дыхательные упражнение «Буря в стакане» В стакан налить воды. Взять трубочку для сока и через нее, следить, чтоб, не надувались щеки. Дидактическая игра Найди маме деток Учить подбирать детенышей животных к взрослым животным по описанию или методом подбора. Работа в рабочей тетради (прописи) Развитие мелкой моторики пальцев рук. Игровое упражнение Сложи квадрат Учить составлять целое из разных геометрических фигур Конструирование по замыслу Развивать желание строить для кого – либо, украшая постройку, используя различные цветовые решения. Март, апрель, Фонетическая ритмика май 6.4. Организованная образовательная деятельность Период Основное содержание работы I полугодие «Формирование деятельности» (обучение деятельность, конструирование) игре, изобразительная Вовлекать ребенка в совместное рисование, рисовать рукой ребенка, выражать общую радость при восприятии готового результата (независимо 14 от его качества). Знакомить с орудиями и средствами изобразительной деятельности (краской, кистью, фломастером, волоконным карандашом, маркером, мелом и пр.) Рисовать без задания на большой плоскости (мелом на доске, крупной кистью на большом листе), побуждая к заполненности пространства листа. Выполнять простые задания с игровой целью путем раскатывания и расплющивания пластического материала между ладонями (конфеты-драже и батончики, орешки, вишенки, лепешки). Показать прием соединения частей (баранки) и «оттягивания» (морковка). Учить соотносить аппликации с реальными предметами, пользуясь соотносящими и указательными жестами. Подбирать к аппликации соответствующие картинки. Познакомить с орудиями и средствами аппликации – бумагой, кистью, клеем, салфеткой, а также с самыми необходимыми правилами пользования ими. Учить создавать постройки по подражанию действиям взрослого и по простейшему образцу, в том числе и графическому. Заботиться, чтобы навыки, приобретенные на занятиях по конструированию, дети использовали вне занятий, в ходе предметно-строительной игры. «Ознакомление с окружающим» Учить ребенка ориентироваться в группе. Учить детей ориентироваться на территории игровой площадки, приучать находиться во время прогулки на территории своей площадки, показать детям вход в помещение детского сада. Уточнять представления детей о членах семьи. Учить различать членов семьи ребенка по фотографиям, называть в доступной форме Учить детей понимать назначение предметов одежды и обуви. Учить детей аккуратно есть, правильно пользоваться столовыми приборами. Учить детей показывать животных, понимать их действия Познакомить детей с объектами неживой природы Учить проводить классификацию по образцу Создавать и использовать проблемные ситуации, в которых детям необходимо воспользоваться вспомогательными средствами Побуждать выяснить причину каких-либо явлений 15 «Формирование элементарных количественных представлений» Учить детей выделять один и много из группы однородных предметов по подражанию, образцу, слову Учить сопоставлять предметы по величине в игровой ситуации Учить различать шар и куб и учитывать форму при работе с дидактическими игрушками при выборе из 2-3-х Учить детей ориентироваться в пространстве комнаты и пространственном расположении предметов «Развитие речи и формирование коммуникативных способностей». • Формировать у детей умения высказывать свои потребности с использованием жеста и мимики функции, активизируется межполушарное и межанализаторное взаимодействие. 6.5. Содержание работы раздел «Сенсорное развитие» - Развивать зрительно-моторную координацию, моторику рук и пальцев. развивать координацию движений, согласованность движений обеих рук; - Учить детей производить различные действия в ответ на вибрационные раздражения. Шагать на месте при ощущении ладонью вибрации стола от ударов по его крышке. Различать характер вибрации коробочек с маленькими и большими предметами 7.Планируемые результаты • • • • • • • эффективная социальная адаптации; расширятся формы взаимодействия со взрослыми и со сверстниками; сформируются коммуникативные и социальные навыки; эффективная эмоциональной сфера; развитие игровых действий в соответствии с возрастом; подготовка для перехода на следующую ступень обучения в коррекциооной школе I – II типа реализована психолого-педагогической поддержка семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья ребенка 16 Используемая литература 1. Е.А. Стребелева Психолого – педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста; МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 2005 2. Л.А. Головчиц Дошкольная сурдопедагогика. Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха. Москва ВЛАДОС 2001г 17 3. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. для педагога-дефектолога. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 180 с. : ил. 4. И.А. Михаленкова, Н.В. Анисимова, Н. В. Мирошниченко, К. В. Дроздовская Практикум по коррекции психологического развития детей с нарушением слуха. КАРО Санкт – Петербург 2006. – 216.с: ил. 5. Королевская Т.К., Пфафенродт А.Н. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей. М.: ВЛАДОС, 2004. 6. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 4 - 5 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011 7. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Формирование элементарных математических представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми 3 -4 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011 8. М.А.Федосеева Занятия с детьми 3 – 7 лет по развитию эмоционально – коммуникативной и познавательной сфер средствам и песочной терапии 9. Носкова Л.П., Головчиц Л.А. Развитие речи дошкольников с нарушением слуха. М., 2004. 10. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. М., 2001. 11. Носкова Л.П., Головчиц Л.А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. М., 2004 18