Принято: ______ Педагогическим советом «15» сентября 2023 г. Утверждаю:_______ Заведующий МАДОУ «Детский сад «Успех» с. Кабанск «15» сентября 2023 г. Методическая разработка Использование игровых приѐмов на начальном этапе обучения в классе вокала и на музыкальных занятиях в ДОУ автор : Огаркова Алѐна Аркадьевна музыкальный руководитель МАОУ детский сад «Успех» с. Кабанск 2020 Детский голос – очень нежный, хрупкий, гибкий музыкальный инструмент. В его создание и сохранение вовлечены многие преподаватели, любящие эту увлекательную работу. Главная задача педагога дополнительного образования – найти те формы и методы работы, которые помогут сделать голоса красивыми, звучными, не интересными напряженными, и любимыми. а занятия увлекательными, Конечно, все находят свои «изюминки», свои маленькие секреты. Опыт работы с детьми показал, что методика вхождения ребенка в мир любого искусства должен проходить через «волшебный мост» игры, при помощи которой можно научить его петь, играть на инструментах, красиво двигаться, танцевать и слушать музыку. Игра делает незаметными целенаправленные процессы обучения и воспитания. Играя, дети не задумываются над тем, легко это или трудно, хорошо это или плохо. Они интуитивно усваивают манеру говорить, петь, ходить, общаться, действовать. Непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психофизического состояния, потому что в ней есть все необходимое для развития: интерес, положительные эмоции, образ, фантазии, речевое общение, движение. В процессе игровых занятий дети способны выполнить такой объем работы, который им недоступен в обычной Методическая разработка учебной ситуации, поэтому благодаря использованию игровой Использование игровых приѐмов на начальном этапе обучения в классе вокала и на музыкальных занятиях в ДОУ методики они с лѐгкостью «выдерживают» полноценное 45минутное учебное занятие. Безусловно, в игре необходима эмоциональность и выразительность педагога при показе игровых упражнений, так как они облегчают подражание, эмоционально заряжают детей. Главное – не допустить «надзирательного учительского тона» и тем самым не нарушить атмосферу доверия, Игровая методика обучения детей пению реализуется в два этапа: речевой и певческий. Цель первого: атмосферы Речевого- заключается в том, чтобы легко и незаметно непринужденности, радости и взаимного общения на занятиях подготовить голоса детей к пению: «разогреть» мышцы зависит только от педагога. речевого не снизить интерес к игре. Поддержание певческого – формирование и развитие подвижности голосового О.Кацер и А.Карягиной. которая доставляет юным певцам истинное удовольствие, достигается автоматизм в выполнении непростого тренинга. Этот процесс оказывает положительное воздействие на психику ребенка, развивая его внимание, память, делая тонким и восприимчивым его слух. Дети постигают выразительное значение всех элементов музыкального языка, воспитывается ощущение красоты и гармонии. аппарата, навыков певческого дыхания, певческой интонации, разучивание учебного репертуара. Артикуляционная гимнастика и интонационно – фонетические начального периода учебного процесса. В творческой атмосфере, обострить Цель второго: начального этапа, я взяла методические приемы В.Емельянова, упражнения ФМРГ очень эффективно выстраивают всю систему аппарата, и привлекательным. вокальными навыками. Различные голосовые игры способствуют координации слуха и голоса. За основу игровой программы дыхательного интонационный слух, сделать обучение легким, понятным Игровой метод – это главный двигатель в работе над первыми осознанию ребенком механизма звукообразования, выработке и Оба этапа тесно взаимосвязаны между собой, т.к. развитие и формирование певческих навыков идѐт одновременно. Используя практический материал речевого опыта можно более тщательно поработать над артикуляцией, дикцией, интонацией. Речевой этап значительно облегчает развитие певческого голоса ученика. Несколько примеров из практического материала: 1) Артикуляционная гимнастика - помогает устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щѐк, челюсти; развить мимику, артикуляционную моторику, выразительную дикцию. Сюда можно щечку постучал, «проткнуть» языком щеку включить комплексы упражнений В.В. Емельянова и О.Кацер по в другую — «проткнуть» языком другую щеку не открываются. подготовке речевого аппарат к дыхательным звуковым играм и «Толкну-ка я посильнее!» —подумал Язычок и стал толкать элементы несложного самомассажа: прикусить зубами кончик сначала одну щечку, а потом и другую .«Проткнуть» языком языка щеку «проткнуть» языком другую щеку высовывать язык до отказа, слегка прикусывая последовательно кончик языка и все более далеко отстоящие Выхода не было. Решил тогда Язычок поискать выход в другом поверхности. Покусывать язык попеременно правыми и левыми месте и ткнул сначала верхнюю,- «Проткнуть» языком верхнюю боковыми зубами, как бы жуя его; сделать языком круговое губу, движение между губами и зубами с закрытым ртом. То же в а затем и нижнюю Губку. «Проткнуть» языком нижнюю губу, противоположном направлении; упереться языком в верхнюю В это время Ротик зевнул и открылся. Язычок увидел выход и губу, нижнюю губу, в правую щеку, в левую щеку, пытаясь как бы направился к нему, но Зубки не пропустили его, а стали тихонько проткнуть их насквозь. Пощелкать языком, изменяя форму рта, покусывать кончик языка, - Покусать кончик языка. покусывать нижнюю губу, верхнюю губу, втянуть щеки и закусить «Что вы делаете? Почему вы меня кусаете?!» — возмутился боковыми зубами их внутреннюю поверхность. Пройти по всему Язычок. А Зубки ответили: «Мы сегодня еще ничего не жевали». И лицу от корней волос на лбу до шеи пальцами круговым стали жевать Язычок сначала с одной стороны, а потом и с разминающим массажем. Пройти по всему лицу поколачивающим другой.-«Пожевать» язык боковыми зубами, массажем кончиками согнутых пальцев. Поставить указательные И с правой, и с левой стороны он оказался невкусным. пожевать пальцы на переносицу и проконтролировать ―сморщенный‖ нос. язык справа, пожевать язык слева. Массировать пальцами челюстно-височные суставы (каждое Язычок снова попытался протиснуться между Зубками, но они задание исполняется 4 раза). На основе этих упражнений, проявив продолжали его покусывать. «Покусывая всю поверхность фантазию, можно придумать несколько сказочных путешествий языка, высовывать его вперед и убирать язычка. Например, «Сказка про язычок»: Язычок спрятался за Зубами. А Зубки не унимались и продолжали Проснулся однажды Язычок, а вокруг темно рот закрыт (губы жевать. сомкнуты) и страшно стало ему. Стал он выход искать. В одну Они пожевали нижнюю Губу, а затем и верхнюю. Покусать нижнюю губу по всей длине, покусать верхнюю губу, Влево — проткнуть язычком левую щеку, Нижняя Губа обиделась, оттопырить нижнюю губу, придав вправо, проткнуть язычком правую щеку, лицу обиженное выражение, Раз, еще раз левую, а верхняя улыбнулась (ей было немного щекотно) поднять два, еще раз правую щеку, верхнюю губу, показав верхние зубы и придав лицу Вверх — проткнуть язычком верхнюю губу, выражение улыбки, вниз, затем нижнюю, А Зубки все не успокаивались. Они попытались откусить кусочек Вверх —вниз, Язычок, не ленись! щеки.закусить изнутри щеки боковыми зубами, Губы, просыпайтесь! «вибрато» губами, Язычок смотрел на Зубки и думал: «Почему они такие сердитые? Ротик, открывайся! широко открыть рот, Может, оттого, что сегодня еще никто не сделал им ничего Язычок, покажись покусать кончик язычка, приятного?» И зубов не страшись! высовывать язык вперед и убирать назад, Язычок принялся мыть сначала верхние, а потом и нижние Зубки. покусывая всю поверхность языка провести языком между губами и верхними зубами, как бы А зубы-то, а зубы кусают даже губы. Покусать нижнюю губу по очищая их, провести языком между губами и нижними зубами, всей поверхности, И еще раз верхние и, конечно же, нижние провести языком Кусаются, кусаются покусать верхнюю губу по всей между губами и зубами, поверхности, Зубки посмотрели в зеркальце и промолвили: «Ах, какая чистота! И не унимаются. А губы то хохочут, в улыбке открыть верхние Ах, какая красота! Спасибо тебе, Язычок! Мы больше не будем зубы, тебя кусать». показать зубы, растянув губы в улыбке То сильно обижаются, вывернуть нижнюю губу, придав лицу После того как дети «инсценировали» путешествие язычка, обиженное выражение. хорошо запомнили весь текст и очередность артикуляционных То весело хохочут, в улыбке открыть верхние зубы, То снова действий, можно перейти к стихотворной форме артикуляционной обижаются вывернуть нижнюю губу, гимнастики. Зубам надоело кусать ,стали язык жевать. пожевать язык Вот зарядка язычка: боковыми зубами, Язычок — не лист капустный, он совсем, совсем не вкусный! пчела, жук, комар. Изображать ветер (лѐгкий, сильный и т.д.). По Зубки, зубки, успокойтесь, хорошенечко умойтесь, провести возможности язычком между верхней губой и зубами, движениями туловища, рук, ног, пальцев. Не сердитесь, не кусайтесь, провести язычком между нижней губой и зубами, игры на дыхание необходимо соединять с Упражнения для правильного ощущения работы диафрагмы (по методике А.Карягиной): А вместе с нами улыбайтесь! улыбнуться. еще раз верхнюю губу, еще раз нижнюю губу, Автор сказки — С. А. Коротаева. огород прилетели вороны и клюют ягоды, сказать им «кш» так, За основу артикуляционной гимнастики взяты первые 10 чтобы выдох долетел до них и они испугались. Затем чередовать упражнений из работы В. В. Емельянова «Фонопедический метод активные выдохи «кш»-«ч»; «кш»-«хь»; «кш»-«с»; «кш»-«ф» с развития голоса». хлопками Такие игры и упражнения создадут определенное настроение на чередование двух звуков, выполнить всю цепочку «кш-ч-хь-с-ф» занятиях и уроках по вокалу будут особенно интересны детям. через хлопок или удар метронома. [2] 2) Игры и упражнения, развивающие речевое и певческое дыхание. упражнениях Навык речевого и певческого дыхания в игровых формируется постепенно с последующим 4) представить, что дорогу перебегает чѐрная кошка, или в в ладоши или под удары метронома. Освоив Игры с голосом, - это подражание звукам окружающего мира: человеческий голос (крик, смех, плач), голос животных (мяукать, хрюкать, куковать, шипеть и т.д.), звук усложнением. В самом начале полезно использовать игры на окружающего мира (тикать, капать, гудеть, выть, скрипеть и дыхание без звука. Детям в игровой форме предложить такие т.д.). упражнения: сдувать с руки «снежинку», дуть на «пѐрышко», погреть ладошки, соревнования с педагогом «чья снежинка улетит дальше?», кто дольше сможет подуть. Выдувать воображаемые мыльные пузыри. 3) Далее удлиняем выдох на звуках «Ж», «Ш», «З», «С», «Ф», «У». Для этого используем различные образы, например, как летит Игры помогают ребенку воспроизводить интонации различной высоты, устранить неравномерности развития голоса. Систематическое использование голосовых игр готовит ребенка к управлению своим голосом и артикуляцией, развивает фонематический, интонационный и музыкально-певческий слух, устранению ряда дефектов речи. А звуковой массаж голосовых связок, проводимый в игровой форме - это самый простой и доступный способ профилактики и оздоровления голоса. В.В.Емельянов предлагает голосом «рисовать» динозаврика.– показывать силу звука небольшими взмахами руками в сторону, начиная с небольшой амплитуды и в конце руки все выше и выше. В густом дремучем лесу жил- был большой, пребольшой динозавр. У него была большая, пребольшая голова. Далее рисуем в воздухе руками: звуки протяжные: - О-О-О – рисуем голову - у-у-у- рисуем шею Последовательность гласных: У-О-А-Э-Ы. Соединяются звуки грудного и фальцетного режимов. Следить, чтобы рот свободно, широко открывался. Стараться минимизировать внешние движения губ. Так можно «поговорить» с гномиком, ежиком, мышкой, инопланетянином… Получается очень забавно. Выразительная мимика лица и соответствующие жесты руками являются элементом психо-гимнастики. Еще одно упражнение – «страшная сказка». Оно активизирует работу гортани. Исходное положение: рот открыт, движением вперед - вниз (это условие обязательное!), губы расслаблены, пальцы на щеках не дают закрывать рот, испуганное выражение - а-а-а – показываем тело. лица. - и(резко) – когти на верхних лапах – динамика усиливается показывает – ученик повторяет. Последовательность гласных: У - -ы (резко) - когти на нижних лапах – ещѐ больше усиливается динамика УО-УОА-УОАЭ-УОАЭЫ (или в обратном направлении). Можно - э-э-э- взмах в сторону вверх показываем хвост. - очень громко и протяжно выйти из грудного в фальцетный режим, соединять звуки на легато Можно изобразить голосом разных зверей: высокого жирафа и маленького колючего ѐжика, толстого бегемота и мягкого котика. Для этого потребуются звуки не только в разных регистрах, но и звуки на легато и стаккато. Расширению вокального диапазона способствует упражнение «вопросы – ответы». Оно строится на скользящей вверх вопросительной интонации и спускающейся вниз утвердительной. Выглядит это так: у-У? У-у!; у-О? У-о! и т.д. Упражнение выполняется приемом «эхо». Педагог произносить гласные тихим голосом, в речевом диапазоне, можно или наоборот, исполнять пульсирующим стаккато, с различными динамическими оттенками. В фальцете педагог может придумывать различные интонации,а ученик точно повторяет их. Это упражнение дает множество вариантов, рождает разные образы: звуки леса, голоса зверей и птиц, сказочных персонажей. Можно пофантазировать, меняя эмоциональную окраску (весело, плаксиво, устрашающе, пугливо…). [1] 4) Использование речевых упражнений - помогает развивать у «выключает», показывая какой-либо знак рукой. Получается ребенка дикцию, весело, и неплохо тренирует «внутренний слух». Этот игровой исправлению речевых дефектов, артикуляцию, помогает ввести прием примените после того, как будет достигнута чистая ребенка в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, интонация в упражнениях. чувство ритма, формировать активизирует дыхательную мускулатуру. хорошую Прием произношения текста песни активным шепотом на крепком выдохе вызывает ощущение опоры мускулатуру. на Детям дыхание, предлагается активизирует произносить дыхательную несложные четверостишия на выдохе в ладошку. Декламация текстов песен в темпо-ритме, их выразительное чтение. Работа над дикцией - Вокальные упражнения требуют многократного повторения, а играя в фонетические игры, дети будут всегда увлечены певческим процессом. Они не занимают много времени и выполняя роль распевания, делают урок динамичным, формируют артистические и коммуникативные способности. скороговорки в различных вариантах исполнения: от шепота, до Это лишь небольшая часть методического материала, который громкого звучания; от медленного темпа, до быстрого. Используя можно использовать в работе. Познакомившись с работами различные интонации и жестикуляцию, выделять в них различные В.Емельянова, О.Кацер и А.Карягиной можно найти для себя ключевые слова. много полезного и интересного материала для работы со своими Распределение текста по ролям с педагогом (диалогические скороговорки), при этом учитывать эмоциональное учениками. Желаю творческих успехов! исполнение, чтобы текст не был "сухим", является одним из способов создания в воображении детей ярких и живых образов. 5) Приѐм пения «про себя». Для начала, чтобы ребенок понял суть: фрагмент знакомой песни беззвучно «поет» педагог, а ребенок угадывает ее по артикуляции. Применяем его и при работе над разучиванием репертуара (развивается артикуляция, артистизм, при этом связки регулярно будут «безопасно» тренироваться). 6) «Включаем и выключаем звук в телевизоре» Например: ученик поѐт разучиваемую песню, а педагог то «включает» звук, то Список использованной литературы: 1.Емельянов В.В. Ленинград 1991. «Фонопедический метод развития голоса», 2. Карягина А. Джазовый вокал: Практическое пособие для начинающих.- СПб.: Издательство «Лань» 2008. 3. Кацер О. В. Игровая методика обучения детей пению. – СПб.: Музыкальная палитра, 2005.