Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников «Успех» с.Кабанск» Муниципального образования «Кабанский район» Республика Бурятия «Согласовано» Педагогическим советом «Детский сад «Успех» с.Кабанск» «Утверждаю» Заведующий МАДОУ «Детский сад «Успех» с.Кабанск» МАДОУ _________________Т.В.Фролова Протокол №___от «___»______ 20___г. «______»_______________20___ Дополнительная программа по воспитанию «Умелые ручки». МА ДОУ «Детский сад «Успех» с. Кабанск. Для детей дошкольного возраста (3-7 лет) На 2021 – 2025 г. Воспитатели: Забродина Н. В. , Попова Е.Г. 2021 год Содержание Целевой раздел ............................................................................................... 3 1.1Актуальность программы ......................................................................... 3 1.2 Цель и задачи Программы .................................................................... 4 1. 1.3 Основные принципы, лежащие в основе Программы ..........................…. 5 1.4 результаты освоения Программы «Умелые ручки» .................... 5 2. 2.1 Планируемые Содержательный раздел ............................................................................... 5 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребѐнка ................................................................................... 5 2.2 Формы, способы, методы и приѐмы реализации Программы........ 6 2.3 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников .............. 7 2.4 Диагностика освоения воспитанниками Программы ..................... 8 3. Организационный раздел ............................................................................. 9 3.1 Описание материально-технической обеспеченности .................. 9 3.2 Организация режима реализации Программы............................... 9 3.3 Перспективный календарно-тематический план ......................... 10 Целевой раздел Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству. Одним из важнейших факторов развития эстетического творчества детей является использование в работе с детьми нетрадиционных техник, способов и форм ее организации. Одним из наиболее близких и доступных видов работы в детском саду является художественный ручной труд. Дополнительная образовательная программа «Умелые ручки» создаѐт условия для вовлечения ребѐнка в собственное творчество, в процессе которого создаѐтся что-то красивое, необычное. Художественный ручной труд способствует развитию согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления аппликаций постепенно образуется система специальных навыков и умений. Большое влияние оказывает ручной труд на умственное развитие ребѐнка, на развитие его мышления. Непосредственный контакт ребенка с бумагой, природным материалом, или красками, элементарные опыты с ними позволяют знать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе творческой работы дошкольник учиться наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать и делать выводы. Как показывает опыт практической работы, продуктивная деятельность не только оптимизирует коррекционное воздействие на развитие двигательной сферы, но и способствует устранению недостатков речевых и неречевых психических функций у дошкольников. 1.1 Актуальность программы В наши дни вопрос развития творческих способностей детей стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети стали больше проводить времени с компьютером и другими средствами технического прогресса. Всѐ меньше внимания уделяется родителями занятиям со своим ребѐнком рисованием, лепкой, аппликацией и ручным трудом. Творчество – это обязательное условие всестороннего развития ребенка, оно делает его богаче, полнее, радостнее, пробуждает фантазию, учит мечтать, придумывать что-то новое и еще неизвестное. В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своѐ отношение к жизни, и своѐ место в ней, выражает себя и свои чувства, приобретает опыт взаимоотношений, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Программа «Умелые ручки» направлена на воспитание уважительного отношения к труду собственному, и труду других людей. В процессе у ребѐнка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие возможности. Дети от природы наделены яркими способностями. И задача взрослых: и педагогов, о родителей – заинтересовать ребенка. Формировать устойчивое эмоционально – положительное отношение к труду; желание трудиться проявляя инициативу; воспитывать бережное отношение к результатам труда. Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции, позволяет раскрыть и обогатить свои творческие способности, а родителям порадоваться успехам своих детей. Новизна состоит в возможности совмещения процесса обучения с практикой изготовления изделий из разнообразных художественных материалов. Срок реализации программы «Умелые ручки»: 1 год Возраст детей: 3-4 года. 1.2 Цель и задачи Программы Цель: Воспитание целостного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; воспитывать любовь к природе и родному краю, через организацию ручного труда. Задачи: 1. Создавать условия для инициативной, разнообразной самостоятельной творческой, продуктивной деятельности детей в свободное время; 2. Формировать первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека 3. Сформировать у детей интерес к видам труда 4. Способствовать выработке навыков работы с различными материалами 5. Способствовать развитию конструктивной деятельности 6. Сформировать у детей интерес к видам труда. 7. Развивать мелкую моторику рук, технические навыки. 8. Развивать психические процессы 1.3 Основные принципы, лежащие в основе Программы ➢ Систематичности и последовательности (знания преподносятся в системе, с опорой на ранее изученный материал). ➢ Наглядности (познание дошкольников нуждается в наглядном подтверждении). ➢ Доступности (познание происходит от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному). ➢ Личностно-ориентированного подхода (знания подаются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей). ➢ Связи теории с практикой (знания полученные детьми из книг и бесед подтверждаются практикой, применяются в играх и повседневной жизни). ➢ Сознательности и активности (максимально часто используется вопрос «Почему?», чтобы научить детей активно мыслить, устанавливать причинноследственные связи). ➢ Творчества и самостоятельности (не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно, не сдерживать инициативы детей). ➢ Учет возрастных и индивидуальных особенностей. 1.4 Планируемые результаты освоения Программы дополнительного образования «Умелые ручки» ✓ Дети познакомятся с различными материалами (пластилин, салфетки, крупы, природный материал и др.) и их свойствами; ✓ Научатся некоторым приемам преобразования материалов (пластилинография, мозаика из пластилина, обрывная аппликация, объемная аппликация, конструирование из бумаги, поделки из природных материалов); ✓ У детей разовьется мелкая моторика пальцев рук; ✓ Сформируются общие трудовые и специальные умения. ✓ У детей развиваются определенные способности: зрительная оценка формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета, координация глаза и рук 2.Содержательный раздел 2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребѐнка На занятиях по художественному творчеству «Умелые ручки» реализуются 5 образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие» направленно на развитие общения и взаимодействия ребѐнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей , любознательности и познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира (форме, цвете, размере, звучании, ритме и др.), о малой родине и Отечестве, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира. «Речевое развитие» включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, знакомство с книжной культурой, детской литературы. «Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок ценностносмыслового восприятия и понимания произведения искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживание персонажам художественных произведений; реализации самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие координации и гибкости; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики рук, а также с правильным не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление ценностей здорового образа жизни, овладение элементарными нормами и правилами ( в питании, двигательном режиме и др.) 2.2 Формы, способы, методы и приѐмы реализации Программы Форма занятий – мастер-классы, мастерские Методы проведения занятий: -словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет); -наглядные (картины, рисунки, игрушки, фото, образцы); -практические (упражнения, инсценировки); -игровые (дидактические, развивающие, подвижные); -стимулирующий метод (похвала, одобрение, благодарность, поощрение). Все средства направлены на освоение технических навыков и умений, овладение способами изображения предметов, развитие умений составлять узоры, украшать предметы, передавать сюжет, создание выразительного образа, что способствует развитию мелкой моторики пальцев рук. Нетрадиционные техники работы Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности. Пластилинография. Это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъѐмные. Регулярная работа с пластилином позволяет ребенку создавать более сложные композиции с помощью разнообразных и комплексных приѐмов. Обрывная аппликация. Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления. Накладная аппликация. Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру. Аппликация из салфеток. Салфетки — очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов: - возможность создавать шедевры без ножниц; развитие мелкой моторики маленьких ручек; - развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры; - широкие возможности для проявления креатива. Аппликация из крупы. Для самых маленьких детей полезно развивать мелкую моторику. Перебирать предметы пальчиками, учиться совершать щипковые движения , конечно, важно. Но деткам, в возрасте старше года, интересно видеть результат своего труда сразу. Аппликация из крупы становится для них наиболее привлекательной в этом плане. С крупой можно создавать разные поделки с малышами. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды. Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой и другими материалами даѐт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и вкус. Детям приятно украшать групповую комнату своими работами, дарить их родителям и друзья. 2.3 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников Предусматривает регулярное индивидуальное консультирование, проведение родительских собраний, совместное выполнение работ родителей и детей с целью ознакомления родителей по художественному труду. Два раза в год проводится открытая образовательная деятельность для родителей (ноябрь, май) 3.1 Описание материально-технической обеспеченности 1. «Цветные ладошки» Е. Лыковой. 2. «Ребенок в детском саду» журнал 3. «Обруч» журнал под редакцией Т. Дороновой. 4. «Ручной труд» под редакцией И. Климовой. «От салфеток до квиллинга» И. А. Черкасова, В. Ю. Руснак, М. В. Бутова, Москва, издательство «Скрипторий 2003», 2013г. 5. 6. «Чудеса для детей из ненужных вещей», М. И. Нагибина, Ярославль «Академия Развития», 1998г. 7. «Мозаика из круп и семян» Г. И. Перевертень, Издательство «Сталкер», 2006г. «Смешные игрушки из пластмассы», Л. В. Куликова, О. А. Соломенникова, Москва «Мозаика-Синтез» 8. «Мастерим вместе с детьми. Чудесные поделки из чего угодно» О. В. Пойда Издательство: «ОлмаМедиаГрупп», 2013 г. 9. «Изобразительная деятельность и художественный труд с использованием современных материалов в ДОУ» Е. В. Потапова 10. 10