Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

14.07.2023

Педагогическая статья участвовала во всероссийском конкурсе "Я расскажу вам о войне" в номинации:"Лучшая педагогическая статья" и заняла 1 место.

         Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

                                    Недаром помнит вся Россия!

                                                       Давайте вместе – без «ура»,  

                                                        Без истерических упреков…

                                                    Заглянем, братья, во вчера

                                                         В тьму исторических уроков!

                                         И освещая лица лет,

                                                                    Посмотрим им в глаза, как в бездну.

                                                    Да, это больно, но полезно,

                                               Нам, убегающим от бед.

           М. Исаковский.

  Я считаю, для каждой страны есть такие события в ее истории, которые оставили неизгладимый след. История дает возможность ориентироваться в текущих политических ситуациях и отношениях между государствами, а значит понимать место своей страны на мировой арене.

  Кроме того, человек, знающий свои корни, причисляет себя к отечеству. На исторической гордости наций формируется патриотизм. Проще говоря, человек должен ассоциировать себя с отечеством, потому что страны и люди не безлики только с историей.[3]

  На протяжении своей более чем тысячелетней истории Россия стала самым непокорным государством на планете, способным удивлять и поражать своих врагов при любых ситуациях. Всякий раз, когда враг уже празднует над Россией победу, она в это время собирается с силами и готовится к решающим битвам. Там, где другие давно бы сдались, мы продолжаем бороться.

   29 октября 1611 года Речь Посполитая со всей торжественностью праздновала победу над, казалось, окончательно поверженной Московией. Спустя год поляки будут разбиты и выгнаны из Кремля.

  Ликовал и вступивший в Москву в сентябре 1812 года Наполеон Бонапарт. Чувствовавший себя победителем после Бородинской битвы, он торжественно въехал в древнюю русскую столицу. Однако французского императора ждало разочарование: встретили его не ликующие толпы горожан, но безмолвная пустота. Тем не менее, Наполеон въехал в Кремль и стал ждать официальной делегации от императора Александра Первого с ключами от города. Бонапарт был уверен, что уж теперь, когда русские отступили после битвы под Смоленском, после отступления армии Кутузова из-под Бородино, после оставления ими своей древней столицы, теперь война точно закончена.

Однако сами русские думали по-другому. Уйдя из-под Москвы, они принялись накапливать силы для новых сражений, оставив преисполненного гордостью и величием Наполеона на положении узника в Москве, которая на следующий день после вступления туда французов запылала в страшных пожарищах. Ликование Наполеона постепенно сменилось горечью, когда он понял, что русские его обхитрили. Всего лишь через месяц превратившаяся в сборище мародеров армия Наполеона покинула Москву. После этого её дни были сочтены, а саму войну с «корсиканским чудовищем» Россия закончила в Париже. 

  В логове врага Россия закончила и Великую Отечественную войну. Однако в 1941 году, всего лишь через несколько месяцев после нападения на СССР, глава нацистской Германии Адольф Гитлер был уверен, что «восточный поход» окончился успехом, а окончательное поражение СССР – дело всего лишь нескольких месяцев, в крайнем случае до весны 1942 года. Начавшие в сентябре стремительное наступление на Москву бронетанковые отряды Вермахта лишь укрепляли Гитлера в этой мысли. Он уже мнил себя победителем. Развивавшееся достаточно успешно наступление нацистских войск привело их в подмосковную деревню Лобня, с колокольни которой можно было рассмотреть в бинокль башни Кремля.

Однако Гитлера и всё нацистское руководство ждало великое разочарование: собравшиеся с силами и получившие подкрепления советские войска отбросили противника от Москвы, нанеся ему существенное поражение. Ситуация во многом повторилась в 1942 году, когда немцы стояли на подступах к Волге. Гитлер вещал, что разгром СССР – уже практически завершенное дело, равно как и война против СССР. Однако триумф нацистского диктатора вновь был сорван, а со Сталинграда начался коренной перелом в той страшной войне. Вновь возликовавшие над Россией враги познали в итоге всю горечь поражения.

  В следующий раз враги России восторжествовали после распада СССР. Тогда ослабленная Россия под управлением либеральных реформаторов полностью доверилась Западу в проведении социально-экономических преобразований. Однако вместо оздоровления экономики и создания полноценных, работающих рыночных механизмов, страна к концу 90-х столкнулась с жесточайшим кризисом. Экономика была уничтожена, промышленность разрушена, сельское хозяйство загублено, наука унижена. Население сводило концы с концами, страну накрыл вал бандитизма. Неудачные войны на Кавказе, политическая суматоха и общая слабость власти – всё это в итоге поставило вопрос о самом существовании России в её тогдашних границах.  Казалось бы, что вековая мечта Запада о развале России вот-вот готовится сбыться. Ведомые заправилами мирового олигархата транснациональные корпорации уже потирали руки, предвкушая, как они смогут запустить их в национальные богатства России, ободрав её до нитки и низведя население страны до положения рабов и обслуги. Впрочем, и здесь предвкушаемый Западом триумф обернулся для них ничем: Россия смогла преодолеть своё падение и постепенно восстановить силы.[1]

  Сейчас коллективный Запад пугает нас санкциями, грозит изоляцией и  военным столкновением. Вся эта агрессия направляется из Соединенных Штатов, считающих себя вправе указывать остальным, как им нужно жить. Примечательны в этом плане слова Хиллари Клинтон: «США – исключительная нация, я верю, что мы, как говорил Линкольн, по-прежнему «последняя и лучшая надежда Земли», мы все еще «сияющий город на холме», как говорил (президент) Рейган, и все еще «великая, не эгоистичная, сочувствующая страна» Роберта Кеннеди».

  Однако Клинтон явно лукавит. США – действительно исключительная страна. Но исключительная, лишь в зашкаливающем уровне гордости и высокомерия в головах американской элиты. Исключительность Штатов не в том, что они якобы являются «путеводной звездой» и «домом на холме» для всего остального человечества. Их исключительность лишь в самолюбии, спесивости, чванливости и заносчивости.

  Настоящая же исключительность находится в России. В стране и её народе, который сражается и побеждает тогда, когда сопротивляться, кажется, уже невозможно. В таких условиях другие бы сдались и приняли над собой власть победителя. Изнеженный в своем неуемном потреблении и неолиберальных ценностях западный мир не смог бы пережить того, что пережила Россия. Именно наша страна неоднократно спасала мир от порабощения. Сначала мы пожертвовали собой ради Европы, остановив полчища монголов. Затем мы спасли Европу от Наполеона. После этого спасли уже весь мир от Гитлера и той античеловеческой идеологии, которую он с собой нес. И именно нынешняя Россия, при всех её недостатках, является одним из последних бастионов консерватизма и традиционных ценностей, продолжающего стоять под натиском постмодернистского либерализма и власти хищнических транснациональных корпораций. Опять спасает мир, теперь уже от третьей и последней мировой войны.[1; 2]

  В чем же «секрет» стойкости нашей страны? А весь «секрет» русских состоит в одном слове – дух. Непобедимый русский дух, который громил противников наповал, обращая их в бегство. Русские не ставят цель убивать, но они могут отдать жизнь за победу – умереть за Родину. Это и отличает нас от других народов, в этом и есть «секрет». Нет, не подумайте, что я под словом русские подразумеваю национальность! Я, имею в виду, все народы России. Мы россияне и все, по сути – русские: и татары, и евреи, и чеченцы, и буряты и все другие национальности, считающие Россию своей родиной. Слишком много мы пережили вместе. Еще одна отличительная черта нашего народа, мы уживаемся в мире и согласии, по сути дела, с прошлыми врагами и становимся не просто соотечественниками, а братьями. Детьми одной матери – России. И  подтверждение этому, то как они сражаются за нашу общую родину.Хочу такой сайт

   Сколько погибло русских людей для усмирения Кавказа, от победы над Шамилем, до последнего штурма Грозного. Казалось бы, враги навек… а теперь напомню известное ныне высказывание: «Когда мы, сидя в подвалах, услышали «Аллах, Акбар», то все заплакали от счастья и закричали: «Слава богу, русские пришли!»». Сколько набегов на русские земли совершали крымские ханы. А чем всё закончилось? Например, два полка крымских татар, если кто не знает, сражались с Наполеоном на Бородинском поле. Да, что уж там! Было монголо-татарское нашествие, было иго монгольское. А теперь гроза врагов России – подразделения из бурятов. Грозные войны, все-таки потомки тех, кто с Чингисханом шел к последнему морю, создавая самую большую в мировой истории смежную завоеванную территорию.

   Как известно, богатство внутреннего мира человека часто проявляется в трудных жизненных ситуациях, коих в истории нашей страны было не мало. Всё это закалило нас, сформировав прочный, общий  стержень памяти, который передается из поколения в поколения. И среди историков есть мнение, что победа достается нашему народу благодаря патриотизму.

  Но как сказал Дмитрий Сергеевич Лихачев: « Родить патриота нельзя, его можно только воспитать!»   Патриотические чувства не возникают спонтанно. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного процесса, начинающегося с самого раннего возраста. [2]

   Именно в дошкольном детстве начинает закладываться фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить «человеческое» в наших детях, заложить нравственные основы, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания  нравственно – патриотических чувств. Я полностью согласна со словами М. А. Шолохова: « Чувство патриотизма надо воспитывать с детского сада. Тогда это чувство войдет глубоко в сознание, и человек будет непоколебим в любых испытаниях, пронесет через всю жизнь преданность Родине».  Дошкольникам, особенно детям старшего возраста, доступно чувство любви к своей семье, родному краю, к родной природе, к своей малой Родине. Именно это и является началом патриотизма. Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических чувств. Это беседы о родном селе, о природе родного края, о хороших людях, чтение  детских книг на патриотические темы, детский фольклор, экскурсии, театральные постановки и многое другое, но основной, на мой взгляд, - это личный пример взрослых. [4; 5 с. 15]

   Если мы хотим, что бы наши дети любили свою землю, стоит начать с самих себя. Надо провести «ревизию» своих чувств к Родине, поднять из глубины души собственные теплые чувства: гордость за достижения соотечественников, интерес к истории страны. Подумать, что есть замечательного и по - настоящему великого, на что отзывается сердце.

   Никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если он сам не будет любить свою Родину. «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, - писал Ушинский, - потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности…».[12.с.199]

  Нельзя быть патриотом, любить Родину, не зная, как любили и берегли ее наши предки: отцы, деды, прадеды. Память народа о своем происхождении и прошлом является важнейшим видом социальной памяти. Память о своем прошлом помогает понять настоящее, осознать свои взаимоотношения с другими народами, яснее представить себе возможное будущее. В трудные периоды социальная память оказывается источником духовной силы и патриотического воодушевления. Как писал А. Н. Толстой.- « Патриотизм – это не значит только любовь к Родине. Это гораздо больше. Это сознание своей неотъемлемости от Родины, неотъемлемое переживание вместе с ней её счастливых и её несчастных дней». [5. с 256]

     В связи с последними событиями в мире, глядя на то, как пытаются переписать, оболгать и извратить историю и роль России в ней, как безжалостно сносят памятники и воинские мемориалы советской эпохи, искажая роль Красной армии в разгроме нацизма, в освобождении народов Европы от коричневой чумы. Героизацию националистов-предателей. Считаю, тему нравственно - патриотического воспитания детей актуальной. Именно мы, взрослые, несем ответственность за сохранения социальной памяти подрастающего поколения.

                                   Из опыта работы.

  Как я уже говорила, существует большое разнообразие форм и методов воспитания у детей патриотических чувств. Одним из методов, который я применяю в своей практике, является современная педагогическая технология «ТВИГИС» (в названии зашифрованы три ключевых слова- творчество, игра и познавательно-исследовательская деятельность). «ТВИГИС» способствует поддержке детской инициативы. Важной стороной является позиция ребёнка в воспитательно – образовательном процессе, отношение к ребёнку со стороны взрослого:«не рядом, не над ним, а вместе!»

   Технология «ТВИГИС» состоит из 6 вопросов, которые носят конструктивно-поисковый характер, позволяющий самостоятельно планировать свои действия для достижения цели. Таким образом, поисковый характер технологии «ТВИГИС» стимулирует на проявления инициативы и самостоятельности в определении способов действия, выборе партнера, заранее намеченных результатов.   Помощь в работе оказывает использование наглядности в виде 6 смайликов, каждый из которых «задаёт» свой вопрос. Присутствие таких героев позволяют выстроить определенный алгоритм самостоятельных действий.

   На этапе знакомства с моделью 6 вопросов педагог действует совместно с детьми: ведет разговор на интересную для дошкольника тему в форме познавательной беседы. Например: рассматривая карту Бурятии. Воспитатель рассказывает о достопримечательностях, природе и фауне родного края.

    «Мы с вами много путешествовали и познакомились с достопримечательностями Кабанска, а вы знаете, что мы живём рядом с самым большим и богатым озером Байкал!? Давайте рассмотрим карту и попробуем  его найти!- Вы нашли правильно. -Это озеро Байкал!» Т.е, воспитатель создаёт проблемную ситуацию, помогая поставить цель и разработать план действий, при необходимости участвует в деятельности, вместе с детьми.

   Далее начинается работа со смайликами и вопросами.

1.    Что мы знаем? ( смайлик) «Что мы живем рядом с Байкалом. Мы можем поехать туда. Что Байкал большой. Что это озеро».

2.    Что мы хотим узнать? Сколько времени потребуется, чтобы доехать до Байкала? На чем мы туда можем добраться? Какие животные, рыбы обитают в Байкале? Какая вода (соленая, пресная, прозрачная, чистая)

3.    Что сделать, чтобы узнать? У кого? Каким способом? Кто подскажет? У кого спросить? Можно посмотреть специальную литературу, обсудить с другими ребятами в группе, рассмотреть иллюстрации, спросить у родителей. Заглянуть в интернет.

4.    Чему я хочу научиться? Хочу научиться рисовать природу Байкала, слепить, что-то связанное с ним. Выучить стих, песню.

5.    С кем я хочу это сделать? С ребятами в группе, с Ваней, один. ( дети выбирают  себе партнера по деятельности)

6.    Как у нас получилось? Здорово, покажу другим ребятам, родителям, воспитателю. (Рефлексия).

  Таким образом, выкладывая один за другим смайлики-помощники, воспитатель с детьми определяют стратегию дальнейших действий при помощи ответов на вопросы. Содержание деятельности будет зависеть от ответа на второй и третий вопросы: Что мы хотим узнать о Байкале? Что сделать, чтобы узнать? Для детей дошкольников характерно выдвижение нестандартных идей, способов решения проблемных ситуаций. Поэтому воспитателю нужно всячески поощрять креативность и творческий подход к деятельности, создавать мотивацию достижения. Дети должны видеть конкретную цель и быть уверены в своих силах.

  Так же моим воспитанникам очень полюбился художественно-ручной труд, в процессе которого дети учатся видеть красоту природы родного края, глубже познать мир животных, а так же развивает у ребёнка способность к творчеству. Творчество – это обязательное условие всестороннего развития ребенка, оно делает его богаче, полнее, радостнее, пробуждает фантазию, учит мечтать, придумывать что-то новое и еще неизвестное. В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни, и своё место в ней, выражает себя и свои чувства, приобретает опыт взаимоотношений, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами.

В основном это коллективные работы способствующие развитию нравственно-волевых качеств; ответственности, аккуратности, взаимопомощи, умению договариваться и работать сообща. Именно в детском саду ребёнок получает первый опыт социализации. А научиться гармонично жить среди людей помогают коллективные работы. Основной целью, которых является - формирования умения и навыков работать в коллективе, строить общение, развивать привычку к взаимопомощи, развивать гуманность и трудолюбие. Учить детей уступать друг другу, помогать, подсказывать. Радоваться успехам своим и товарищей.[8.с398 ]  Подводя итог, выполненной работы, мы проводим обсуждение наиболее удачных моментов и недоработок. Это помогает ребёнку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека. Каждую работу мы выставляем в приёмной, что служит не просто украшением интерьера, но и поводом для гордости каждого ребёнка в создании красивого своими руками. Показывая родителям работы, ребёнок с радостью говорит «МЫ сделали!»

     

  И в заключении хочу сказать… От нас с вами зависит, в какой стране будут жить наши дети, насколько они будут её любить!  Насколько они будут понимать, и поддерживать друг друга, сколько сил и знаний приложат для процветания родного края. А наилучший период для зарождения высших моральных, духовных, религиозных ценностей является именно дошкольный период, когда формируются основы личности: мировоззрение, отношение к поступкам (собственным и других людей), закладываются нормы поведения и отношения к людям, мироощущения и мировосприятия. Любовь к Родине это глубоко нравственный ориентир, который во многом определяет личность. И начинать воспитывать это чувство необходимо с ранних лет жизни, только тогда патриотизм станет неотъемлемой частью духовного мира человека, достойного гражданина страны.

Забродина Надежда Валерьевна. Воспитатель МАДОУ детский сад «Успех» с.Кабанск. 2022г.

                                
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».