Мониторинг психологического обследования детей старшей группы.
Педагог-психолог: Караваева Ирина Ивановна
Всего в обследование участвовало 19 детей старшей группы.
Цель обследования:
-выявить коммуникативные взаимоотношения детей в группе;
-определить самооценку детей;
-выявить уровень тревожности детей.
Диагностика проводилась по трем методикам: «Капитан корабля», «лесенка», «выбери нужное лицо».
Методика «Капитан корабля»
Методика позволяет оценить уровень комфорта детей во взаимоотношениях, коммуникативные умения
детей, а также удовлетворенность ребенка общением со сверстниками, уровень статуса ребенка в группе,
проанализировать заинтересованность детей в общении со сверстниками.
Ход исследования: во время индивидуальной беседы ребенку показывают рисунок корабля (игрушечный
кораблик) и задают следующие вопросы:
1. Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты взял бы себе в помощники, когда отправился бы в
дальнее путешествие?
2. Кого пригласил бы на корабль в качестве гостей?
3. Кого ни за что не взял бы с собой в плавание?
4. Кто еще остался на берегу?
Анализ результатов.
В результате данных процедур каждый ребенок в группе получает определенное количество положительных
и отрицательных выборов со стороны своих сверстников. Сумма отрицательных и положительных выборов,
полученных каждым ребенком, позволяет, выявит его положение в группе (социометрический статус).
Возможно несколько вариантов социометрического статуса:
популярные («звезды») -дети, получившие наибольшее количество (более четырех) положительных
выборов-7детей
предпочитаемые — дети, получившие один-два положительных выбора - 9детей
игнорируемые — дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (они остаются как бы
незамеченными своими сверстниками) – 1ребенок
отвергаемые — дети, получившие в основном отрицательные выборы – 2детей
статус ребенка в группе
5%
11%
37%
популярные
предпочитаемые
игнорируемые
47%
отвергаемые
Методика «Лесенка»
Данная методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает
себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.
Цель исследования: определить особенности самооценки ребёнка (как общего отношения к себе) и
представлений ребёнка о том, как его оценивают другие люди.
Материал и оборудование: нарисованная лесенка, фигурка человечка, лист бумаги, карандаш (ручка).
Процедура исследования: Методика проводится индивидуально. Процедура исследования представляет
собой беседу с ребёнком с использованием определённой шкалы оценок, на которой он сам помещает себя
и предположительно определяет то место, куда его поставят другие люди.
Проведение теста: Ребенку дают листок с нарисованной на нём лестницей и объясняют значение ступенек.
Важно проследить, правильно ли понял ребёнок ваше объяснение. В случае необходимости следует
повторить его. После этого задают вопросы, ответы записывают.
Инструкция: Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не
называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь
(показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а
здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Объясни
почему». В случае затруднений с ответом повторите инструкцию еще раз.
Ступенька 1– завышенная самооценка-14детей (74%)
Ступеньки 2, 3– адекватная самооценка -5детей (26%)
Ступенька 4– заниженная самооценка -0%
Ступеньки 5, 6– низкая самооценка -0%
Ступенька 7– резко заниженная самооценка -0%
Самооценка
26%
завышенная самооценка
74%
адекватная самооценка
Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика "Выбери нужное лицо". Проективная
диагностика детей.
Психодиагностика тревожности выявляет внутреннее отношение данного ребенка к определенным
социальным ситуациям, раскрывает характер взаимоотношений ребенка с окружающими людьми, в
частности в семье, в детском саду. Тест проводится индивидуально с детьми 3–7 лет. Тест тревожности Р.
Тэммл, М. Дорки, В. Амен.
Методика "Выбери нужное лицо".
Проективная диагностика детей:
Инструкция. В процессе исследования рисунки предъявляются ребенку в строгой последовательности, один
за другим. Показав ребенку рисунок, тестирующий к каждому из них дает инструкцию-разъяснение.
Протоколы, полученные от каждого ребенка, далее подвергаются анализу, который имеет две формы:
количественную и качественную. Ключ, интерпретация. Количественный анализ. На основании данных
протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа
эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14): ИТ = Число
эмоциональных негативных выборов х100% .
В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:
а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%) -6 детей (32%)
б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%) – 13 детей (68%)
в) низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%) – 0 детей
уровень тревожности
0%
32%
высокий
68%
средний
низкий
Вывод: в результате обследования выявлено, что в старшей группе имеются дети игнорируемые 5% и
отвергаемые 11%, также дети с высокой тревожностью 32%, средней тревожностью 68%. Отсюда следует, что
необходимо проведение психокоррекционных занятий по эмоциональному интеллекту.