Мониторинг психологического обследования детей старшей группы. Педагог-психолог: Караваева Ирина Ивановна Всего в обследование участвовало 19 детей старшей группы. Цель обследования: -выявить коммуникативные взаимоотношения детей в группе; -определить самооценку детей; -выявить уровень тревожности детей. Диагностика проводилась по трем методикам: «Капитан корабля», «лесенка», «выбери нужное лицо». Методика «Капитан корабля» Методика позволяет оценить уровень комфорта детей во взаимоотношениях, коммуникативные умения детей, а также удовлетворенность ребенка общением со сверстниками, уровень статуса ребенка в группе, проанализировать заинтересованность детей в общении со сверстниками. Ход исследования: во время индивидуальной беседы ребенку показывают рисунок корабля (игрушечный кораблик) и задают следующие вопросы: 1. Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты взял бы себе в помощники, когда отправился бы в дальнее путешествие? 2. Кого пригласил бы на корабль в качестве гостей? 3. Кого ни за что не взял бы с собой в плавание? 4. Кто еще остался на берегу? Анализ результатов. В результате данных процедур каждый ребенок в группе получает определенное количество положительных и отрицательных выборов со стороны своих сверстников. Сумма отрицательных и положительных выборов, полученных каждым ребенком, позволяет, выявит его положение в группе (социометрический статус). Возможно несколько вариантов социометрического статуса: популярные («звезды») -дети, получившие наибольшее количество (более четырех) положительных выборов-7детей предпочитаемые — дети, получившие один-два положительных выбора - 9детей игнорируемые — дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (они остаются как бы незамеченными своими сверстниками) – 1ребенок отвергаемые — дети, получившие в основном отрицательные выборы – 2детей статус ребенка в группе 5% 11% 37% популярные предпочитаемые игнорируемые 47% отвергаемые Методика «Лесенка» Данная методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой. Цель исследования: определить особенности самооценки ребёнка (как общего отношения к себе) и представлений ребёнка о том, как его оценивают другие люди. Материал и оборудование: нарисованная лесенка, фигурка человечка, лист бумаги, карандаш (ручка). Процедура исследования: Методика проводится индивидуально. Процедура исследования представляет собой беседу с ребёнком с использованием определённой шкалы оценок, на которой он сам помещает себя и предположительно определяет то место, куда его поставят другие люди. Проведение теста: Ребенку дают листок с нарисованной на нём лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребёнок ваше объяснение. В случае необходимости следует повторить его. После этого задают вопросы, ответы записывают. Инструкция: Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Объясни почему». В случае затруднений с ответом повторите инструкцию еще раз. Ступенька 1– завышенная самооценка-14детей (74%) Ступеньки 2, 3– адекватная самооценка -5детей (26%) Ступенька 4– заниженная самооценка -0% Ступеньки 5, 6– низкая самооценка -0% Ступенька 7– резко заниженная самооценка -0% Самооценка 26% завышенная самооценка 74% адекватная самооценка Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика "Выбери нужное лицо". Проективная диагностика детей. Психодиагностика тревожности выявляет внутреннее отношение данного ребенка к определенным социальным ситуациям, раскрывает характер взаимоотношений ребенка с окружающими людьми, в частности в семье, в детском саду. Тест проводится индивидуально с детьми 3–7 лет. Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика "Выбери нужное лицо". Проективная диагностика детей: Инструкция. В процессе исследования рисунки предъявляются ребенку в строгой последовательности, один за другим. Показав ребенку рисунок, тестирующий к каждому из них дает инструкцию-разъяснение. Протоколы, полученные от каждого ребенка, далее подвергаются анализу, который имеет две формы: количественную и качественную. Ключ, интерпретация. Количественный анализ. На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14): ИТ = Число эмоциональных негативных выборов х100% . В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы: а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%) -6 детей (32%) б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%) – 13 детей (68%) в) низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%) – 0 детей уровень тревожности 0% 32% высокий 68% средний низкий Вывод: в результате обследования выявлено, что в старшей группе имеются дети игнорируемые 5% и отвергаемые 11%, также дети с высокой тревожностью 32%, средней тревожностью 68%. Отсюда следует, что необходимо проведение психокоррекционных занятий по эмоциональному интеллекту.