Программа Моя малая Родина Закалтус скан

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Успех» Кабанского района

Утверждаю:________________
Заведующий МАДОУ «Детский сад
«Успех» с. Кабанск
Т.В. Фролова
Приказ № ___ от «___»_______2022 г.

Рабочая программа
воспитания
«Моя малая Родина »
2022-2024гг.
Разновозрастная группа с.Закалтус.
«Звездочки»

Выполнили: Зимирева О.Н
2

Орлова Е.И

СОДЕРЖАНИЕ
Целевой раздел
Пояснительная записка..................................................................................3
Обоснование актуальности программы.......................................................4
Цели и задачи программы.............................................................................4
Педагогические принципы программы........................................................5
Нормативное обеспечение программы.........................................................6
Планируемы результаты освоения содержания программы.......................7
Содержательный раздел
Развивающая предметно-пространственная среда.......................................8
Примерные виды и формы работы с детьми................................................ 9
Система и последовательность работы ……………………………………9
Примерный тематический план работы
по патриотическому воспитанию………………………………………… 10
Взаимодействие с родителями ……………………………………………..23
Педагогическая диагностика по программе……………………………….24
Методическое сопровождение……………………………………………...27

3

Малая родина все равно большая,
ведь она единственная.
Ж.Ренуар

I
Целевой раздел программы
Пояснительная записка
Российская отечественная педагогика всегда связывает воспитание детей
с идеей формирование чувства любви и преданности своей Родине: без
патриотизма невозможно создать гражданское общество. Будущее страны
зависит

от

духовного

потенциала

подрастающего

поколения:

его

ответственности, честности, доброты, готовности служить Отечеству и т.д.
Патриотическое воспитание – процесс формирования сознания человека,
любящего свою Родину,

землю, где

он родился и рос, гордящегося

историческими свершениями своего народа и его культурой.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в
жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим
поколением становится воспитание любви к малой родине, возвращение к
вековым корням. Академик Д.С.Лихачев говорил: «Воспитание любви к
родному краю, родной культуре начинается с малого- с любви к своей семье,
дому. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей стране
- к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Согласно древним мыслителям (Платону, Аристотелю), только
освоение

культуры

своего

народа

лежит

путь

к

через

нравственности.

В дошкольном возрасте базовым этапом формирования патриотических
чувств, следует считать накопление ребенком социального опыта жизни о
том уголке страны, где он живет, воспитание эмоционально-ценностного
отношения к окружающему: близким, детскому саду, родным местам, родной
стране.
4

Обоснование актуальности программы

.

Большое значение для познавательного, социально-личностного и
нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с
родной

страной,

родным

посѐлком,

с

историей

родного

края,

его

достопримечательностями и известными людьми.
В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения
от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.
Дети стали неуважительно относятся к своим родителям, не понимают
надобность соблюдения духовно-нравственных традиций семьи. Отсутствуют
представления краеведческого характера, они не могут объяснить, почему так
названы улицы, с какими событиями связаны памятные места. Затрудняются
назвать известные события, героев – земляков и т.д. Родители имеют
недостаточно знаний о своем крае, не уделяют внимание данной проблеме,
считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном
посѐлке. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать
уважительное отношение к малой Родине. Поэтому и назрела необходимость
создания программы по воспитанию патриотических чувств к малой родине,
родному селу «Моя малая Родина». Решение проблемы патриотического
воспитания дошкольников состоит в совместной работе ДОУ и семьи,
направленной на привитие любви к малой Родине у ребенка, на хорошем
знании традиций, истории своей страны и семьи.

Цель и задачи программы
Цель: формирование гражданско-патриотического отношения к малой
Родине, уважения к истории и культуре края, государственности России.
Задачи:

5

1. Формировать у дошкольников нравственные качества личности через
ознакомление с родным селом, развивать интерес к его прошлому и
настоящему.
2.Познакомить с местными достопримечательностями, памятными
местами, воспитывать чувство гордости за культурное наследие и бережное
отношение к нему.
3.Формировать

духовно-

нравственного

отношения

и

чувства

сопричастности к своей семье, дому, детскому саду, улице, поселку, городу
через все виды детской деятельности;
4.

Расширение представлений детей об истории, символике, людях,

культуре и традициях, социально-экономической значимости родного края.
5. Формировать у детей экологическую культуру родного края,
гуманного отношения ко всему живому.
6. Содействовать проявлению инициативы и желания принимать участие
в праздниках посѐлка, культурных мероприятиях и социальных акциях.
7. Развивать интерес и уважение к труду взрослых, чувство
сопереживания, желание помогать и заботиться о близких людях.
8.Воспитывать

толерантное

отношение

к

людям

разных

национальностей, их традициям.
9.

Воспитывать

гражданско-патриотические

чувства

посредством

изучения государственной символики (флаг, герб, гимн).
10.

Повышение активности родителей в вопросах воспитания у

ребенка любви к родному краю, стимулирование желания принимать участие
в мероприятиях села, района, округа.

Педагогические принципы программы

 Принцип доступности, суть которого заключается в соответствии
содержания, характера и объема материала с уровнем развития и
возрастных особенностей детей;
6

 Принцип

системного

подхода,

который

предполагает

анализ

взаимодействия различных направлений патриотического воспитания.
 Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть
интересным, увлекательным, этот принцип формирует у детей желание
выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению
результата.
 Принцип научности как основа сведений об истории и культуре родного
края, города.
 Принцип наглядности - широкое представление соответствующей
изучаемому

материалу

наглядности:

иллюстрации,

фотографии

пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д.
 Принцип взаимосвязи воспитания, обучения и творчества детей;
 Принцип

сотрудничества

с

семьей

и

социумом

в

условиях

организованной среды.
Нормативное обеспечение программы
1. Законом РФ « Об образовании » от 29.12. 2012, приказ № 273 – ФЗ;
2. Конвенцией ООН «О правах ребенка»;
3. Семейным кодексом РФ;
4. Указ Президента Российской Федерации от 20 октября 2012 года № 1416
«О совершенствовании государственной политики в области
патриотического воспитания».
5.Федеральным

Государственным

образовательным

стандартом

дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от
17 октября 2013 № 1155)
6.Санитарно — эпидемиологическими правилами и нормативами СанПин
2.4.1.3049-13 от 29.05.2013г. «Санитарно — эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных учреждений»

7

7. Государственной программой "Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2016 - 2020 годы" (от 30 декабря 2015 г. № 1493).

Планируемые результаты на этапе завершения
освоения программы
Дети


проявляют интерес к малой родине, используют местоимение

«мой» по отношению к поселку;


хорошо ориентируются не только в ближайшем к дому и детскому

саду окружении, но и на главных (центральных) улицах Закалтуса;


знают и стремятся выполнять правила поведения в селе;



знают и называют место работы родителей, значимость их труда;

испытывают гордость и уважение к труду взрослых; проявляют внимание и
уважение к ветеранам, пожилым людям, оказывают посильную помощь.


называют свой домашний адрес, адрес детского сада; испытывают

любовь и привязанность к родному дому, семье, детскому саду.


проявляют любознательность по отношению к родному краю, его

истории, культуры и знаменитым людям, памятникам и зданиям;


знают растительный и животный мир родного края, понимают

важность бережного отношения к природе;


включаются в проектную деятельность, связанную с познанием

малой родины;


проявляют инициативу в социально значимых делах: участвуют в

социально значимых событиях, связанные с событиями военных лет и
подвигами горожан;


отражают свои впечатления о малой родине в разных видах

деятельности;

8



проявляют положительно – эмоциональное отношение к малой

родине.

II
Содержательный раздел программы
Рабочая программа «Моя малая Родина », разработана на основе ФГОС
программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,
М.А. Васильевой и парциальной программы « Мы живем в России» Н.Г.
Зеленова, Л.Е. Осипова.
Воспитательно-образовательный

процесс,

направленный

на

воспитание

гражданина и патриота, виды и формы этого направления деятельности
представлены

в

пяти

образовательных

областях

(«Социально-

коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие») на основе
принципа интеграции содержания и участников образовательных отношений.
Работа по программе рассчитана на 2 года по возрастным группам:
3-4 года - вторая младшая группа
4-5 лет - средняя группа;
5-6 лет – старшая группа;
6-7 лет – подготовительная к школе группа

Примерное содержание предметно-развивающей среды в группе
при ознакомлении дошкольников с родным краем, городом, страной.
1.Иллюстрации: « Народы России», « Растительный и животный мир малой
родины», «Народные промыслы России», « Москва – столица России»,
образцы российского герба и флага.
2.Дидактические игры: « Военные профессии», « Район, в котором мы
живем, «Узнай герб нашей страны», « Узнай флаг нашего района», « Соберем
9

военную технику», « Наша Родина», « Народные промыслы», « Одень солдата
в военную форму», « Моя семья».
3. Атрибуты для русских народных игр, сюжетно ролевых игр.
4.Художественная литература (сказки, стихи, легенды)

Примерные виды и формы работы с детьми дошкольного возраста
 тематические экскурсии, целевые прогулки;
 эмоциональные рассказы педагога, исторические беседы;
 рассматривания иллюстраций;
 беседы с просмотром фотографий, иллюстраций, фильмов;
 чтение

легенд,

литературных

произведений,

стихотворений,

загадывание загадок;
 проведение разнообразных игр;
 экспериментирование, исследование объектов;
 ситуации-предположения « Что было бы…..», воображаемые
ситуации;
 игры-путешествия, состоящие из проблемных заданий; составление
рассказов детьми по схеме (уголок родного села);
 самостоятельная деятельность детей в уголке родного края,
продуктивная, конструктивная деятельность, развивающие игры;
 совместная деятельность педагога, детей и родителей: сбор
информации о крае, подбор видеоматериалов, домашние задания,
акции;
 изготовление наглядных пособий для занятий;
 проведение совместных праздников;
 развлечения, основанные на русском фольклоре;
 спортивно – театрализованные досуги;
 выставки детского творчества (рисунки, поделки)

10

Система и последовательность работы детей представлена в следующих
блоках:

1.

Мой детский сад.

2.

Моя семья

3.

Моя малая родина

4.

Родная природа

5.

Родная культура

6.

Страна, ее столица, символика.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ
ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
Вторая младшая группа
Месяц
Сентябрь

Раздел

Содержание

работы

любимый 1. Экскурсия по детскому саду и
знакомство с трудом
детский сад»
сотрудников.
2. Беседы «Моя группа», «Мои
друзья».
3. Цикл бесед «Кого мы
называем добрым (честным,
вежливым)?».
4. Заучивание потешек «Котиккоток», «Кошка Мурка»,
«Сорока-ворона».
5. С/р игра «Детский сад».
6 Социум ДК Просмотр
патриотических
мультфильмов

Задачи

«Мой

представление о детском
саде (функции, для чего
нужен детский сад).
элементарные
представления о
дружеских отношениях.
фольклорными формами
(потешки, песенки,
загадки и др.).
играть вместе веселее,
легче справиться с любым
делом.
теплые отношения между
детьми в группе.

Октябрь

«Природа и я»
1.Цикл бесед «Изменения в
природе», «Наши друзья
11

Воспитывать гуманное
отношение к
окружающей природе.
Научить детей видеть

животные», «Наши деревья»
2.Целевая прогулка по
территории детского сада.
Изготовление поделок из
природного материала на
выставку «Дары осени»
3 Библиотека Россия- Родина моя

Ноябрь

«Моя семья»

Декабрь

«Моя семья»

1. ДК Рассказы детей о членах
своей семьи.
2. Выставка семейных
фотографий.
3. С/р игра «Семья».
4. Заучивание потешек «Водичка,
водичка», «Расти, коса, до
пояса».

1. Беседа «Что значит любить

Январь

«Мои друзья»

родителей «Каждый при деле»
(домашние обязанности членов
семьи)
2. Разыгрывание ситуаций:
«Праздник в семье», «Как поднять
настроение маме (папе)?», «Как
помирить поссорившихся членов
семьи», «вечер в семье».
3. Заучивание стихотворений «Дед
Мороз», «Елочка», потешек,
закличек о зиме.
4.Новый год у ворот ДК

1. Беседы «Друзья», «С кем я
дружу»,
2. Игры «Ласковые слова»,
«Назови ласково».
3. Разыгрывание ситуаций
«Ссора», «Как помириться?».
4. Разучивание стихов о
дружбе.

и понимать красоту
родной природы,
бережно относиться ко
всему живому и
использовать
полученные знания в
повседневной жизни
Знакомить детей
понятиями «семья»,
«Члены семья»,
функциями семьи,
условным обозначением.
Продолжать знакомить с
народным фольклором.

Воспитывать любовь и
отзывчивость к своим
близким, родителям.
ставление о
семейных обязанностях.
труду, желание помочь
родителям

Развивать представление
о том, что такое дружба.
некоторые причины
возникновения ссоры,
учить простым способам
выхода из конфликтов.
бствовать
расширению словарного
запаса для выражения
дружеских чувств.
необходимость
соблюдения некоторых
норм и правил поведения.

«Наши защитники»

Февраль
1. Беседа с детьми о папе с
12

Дать представление о том,
что мужчина – это
защитник семьи, Родины.

Март

рассматриванием
фотографий «Мой папа в
армии». Социум библиотека
2. Рассматривание картины
Васнецова «Три богатыря».
3. Изготовление подарков для
пап.
4. Рисование «Самолеты летят»
5. Пение песен, заучивание
стихов об армии.
6. С/р игра «Мы солдаты»

Апрель

1. Беседа с детьми о своих
мамах.
2. Изготовление подарков для
мам.
3. Аппликация «Красивое
платье для мамы»
4. Пение песен, чтение стихов о
маме.
5. С/р игра «Дочки – матери».

«Моя мама»

«Моя улица»

Май

«Мой поселок»

1. Беседы с детьми «Мой адрес»,
«Улица, на которой я живу».
2. Рассматривание фотографий,
слайдов с различными улицами
города.
3. Экскурсия по улицам,
прилегающих к детскому саду.
Экскурсия в ДК
4. Рисование «Моя улица».

1. Беседа «Поселок, в котором я
живу». Библиотека
2. Рассматривание фотографий
«Достопримечательности нашего
поселка». ДК
. 4. Рисование «Деревья и
кустарники»
5. Конструирование «Дом для
куклы»
6. С/р игра «Автобус»

13

народными героями,
защитниками.
мальчиков чувство долга,
силы, ответственности,
желание защищать слабых,
свою Родину.

Дать представление о
том, какая мама – добрая,
нежная, хранительница
очага.
женскому полу, оберегать
и защищать мам, сестер,
подруг

Знакомить с понятиями
«улица», «адрес».
Способствовать
запоминанию своего
адреса.
Воспитывать любовь,
уважение к своей улице,
желание облагородить ее.

Знакомить с
достопримечательностями.
Воспитывать любовь к
родному селу(городу), в
котором живешь.

Средняя группа

Месяц
Сентябрь

Октябрь

Раздел

Содержание

работы

«Мой любимый 1. Экскурсия по детскому саду и
детский сад»
знакомство
с
трудом
сотрудников.
2. Беседы
«Кто заботится о нас в детском
саду», «Моя группа», « Что такое
детский сад», «О дружбе и
друзьях», «Игрушки в нашей
группе», «Как и во что играть с
друзьями?», «Не забывай о
друге».
«Кого мы называем добрым
(честным, вежливым)?».
3. Дидактические игры «Кому
что нужно для работы», «Не
поделили игрушку», «Подбери
себе товарищей».
4.Чтение
художественной
литературы, заучивание потешек.
5. С/р игра «Детский сад».
6.Выставка детских рисунков на
тему «Мой любимый детский
сад».
Социум ДК Просмотр
патриотических
мультфильмов

«Моя семья»

7.Разыгрывание
ситуаций
«Ссора», «Как помириться?».
8.
Целевая
прогулка
по
территории детского сада.
1.Выставка фотографий «Моя
семья»,
2.Беседы: «Дружная семейка»,
«Уважай отца и мать - будет в
жизни благодать»
3. Составление рассказов о своей
семье
4.Рисование по теме «Моя
семья».
5.Чтение худ. лит. К. Ушинский
«Четыре желания», С. Черный
«Имя», Л. Толстой «У бабки
была внучка».
Социум библиотека
14

Задачи
Дать
общее
представление о детском
саде (функции, для чего
нужен детский сад).
Развивать элементарные
представления
о
дружеских отношениях.
Знакомить с малыми
фольклорными формами
(потешки,
песенки,
загадки и др.).
Помочь понять, что
играть вместе веселее,
легче справиться с любым
делом.
Воспитывать
добрые,
теплые отношения между
детьми в группе.
Воспитывать уважение к
труду
сотрудников
детского
сада.
Познакомить с опасными
ситуациями в детском
саду.

Знакомить
детей
понятиями
«семья»,
«Члены семья»,
функциями
семьи,
условным обозначением.
Продолжать знакомить с
народным фольклором.
Воспитывать любовь и
уважение к родителям,
желание помогать им,
подражать.

6.Дидактические игры: «Дружная
семейка», «Имена»
7.Сюжетно-ролевые
игры»
«Семья»,
«День
рождения»,
«Встреча гостей».
8.Урок вежливости «Дружная
семья»
Ноябрь

Декабрь

Январь

«Моя семья»

1. Беседа «Что значит любить
родителей?»
2. «Каждый при деле» (домашние
обязанности членов семьи)
3.
Разыгрывание
ситуаций:
«Праздник в семье», «Как
поднять
настроение
маме
(папе)?»,
«Как
помирить
поссорившихся членов семьи»,
«вечер в семье».
Беседа «Добрая милая мама» (ко
дню матери)
«Моя
малая 1. Беседы с детьми «Мой адрес»,
родина »
«Улица, на которой я живу».
( Моя улица)
« Зима на нашей улице»
2. Рассматривание фотографий,
слайдов с различными улицами
поселка.
3. Экскурсия по улицам,
прилегающих
к
детскому
саду.Экскурсия в Дк
4. Рисование «Моя улица».
«Дома в нашем 1.Рисование: «Дом, в котором ты
селе»
живешь»
2.Дидактические игры «Район в
котором мы живем», « Кто
больше улиц знает»
3.Сюжетно-ролевые
игры,
«Здания родного города», «Где
мой дом?».
4. Рассматривание домов, их
этажности, номера, из чего
построены
5.Урок вежливости «Дом, в
котором ты живешь»
6.Рассматривание
иллюстраций,
фотографий,
альбомов
с
изображением
разных
архитектурных
сооружений.
Социум
библиотека
7.Оформление
альбома
«Архитектура нашего поселка».
«Традиции
и 1.Рассматривание
обычаи
иллюстраций;
наших предков»
2. Чтение и заучивание
15

Воспитывать любовь и
отзывчивость к своим
близким, родителям.
Дать представление о
семейных обязанностях.
Воспитывать любовь к
труду, желание помочь
родителям

Знакомить с понятиями
«улица», «адрес».
Способствовать
запоминанию
своего
адреса.
Воспитывать
любовь,
уважение к своей улице,
желание облагородить ее.
Познакомить детей с
архитектурой
родного
поселка: дома бывают
деревянные, кирпичные;
одноэтажные,
многоэтажные.
Воспитывать
чувство
любви к родному дому и
поселку, умение видеть
его красоту в жилых
постройках.

Знакомить с различными
народными
промыслами.

Февраль

«Наша
родная»

Март

«Моя мама»

Апрель

народных стишков
песенок;
3.Знакомство с народными
промыслами, народным
творчеством;Выставка в ДК
4.Ярмарка – выставка
совместного творчества
родителей и детей.
армия 1.Беседа:«Наша армия родная»:
2.Ррассматривание
иллюстраций «Наши
защитники»;
3. Разучивание песен ко дню
защитника Отечества;
4.Просмотр мультфильмов;
5. изготовление подарков
папам, дедушкам, братьям;
6. Чтение рассказов о
защитниках Отечества;
7.Спортивное мероприятие
«Вместе с папой» или
«Будущие защитники
Родины»;

1.Беседа о мамах,
бабушках;
2.Составление рассказов
«За что я люблю маму
(бабушку), как и ей
помогаю»;
3.Художественное
творчество «Портрет
мамы»;Онлайн
конкурс
Библиотека
4. Чтение рассказов,
заучивание стихов о маме
(бабушке);
5.Изготовление подарков
женщинам;
-6.Игра «Я знаю свою маму».
Рассматривание картинок
« Первоцветы»
«Животные
и 1.Беседы: «Перелетные птицы?»,
птицы
нашего « Птицы наших краев», « Какие
края»
звери живут в нашем крае»,
«Жизнь зверей весной?»
2.Загадывание
загадок
о
животных и птицах
4.Дидактические игры: «Назови
признаки животных», «Кому что
дадим?», «Угадай, чей хвост», «У
кого кто?», «Угадай, про кого
говорится», «Кого не стало?»,
«Дикие и домашние».
16

Продолжать знакомить с
колыбельными
песнями.
Воспитывать позитивные
чувства к
ближнему, гордость за
свой народ.
Дать
знания
об
российской армии.
Закреплять представления
детей о
военных профессиях и
военной службе.
Воспитывать
чувство
гордости за свою армию,
уважение к защитникам
Отечества.
Закрепить
знания
о
Российском флаге.

Воспитывать
любовь,
уважение и
заботливое отношение к
маме (близким
людям).

Уточнять и расширять
представления детей о
разнообразии
птиц и
зверей наших краев.
Учить
видеть
особенности строения и
поведения птиц.
Развивать
наблюдательность,
умение
отражать
выделенные особенности
в
суждении

5.Чтение сказок и рассказов,
рассматривание
картин
и
иллюстраций о животных и
птицах.Поход в библиотеку
6.Подвижные игры «Воробышки
и кот», «Лиса и зайцы».

Май

«Моя родина – -1.Беседа о ВОВ;
Россия»
2.Слушание и пение
Праздник 9 мая
военных песен;ДК
3. Просмотр военных
хроник, фотографий;ДК
4. Изготовление
праздничных открыток;
5. Художественное
творчество «Салют
Победы»;
6.Чтение
стихотворений
о
Родине, пословицы и поговорки
о Родине
7.Беседы, рассказы воспитателя
о
Москве,
рассматривание
альбомов
с
иллюстрациями
достопримечательностей.

сравнительного
характера.
Воспитывать
бережное
отношение к природе,
чувство
доброты
к
природе, сопричастности,
сопереживания ко всему
живому,
что
нас
окружает.
Дать знания о празднике
День Победы.
Воспитывать
чувство
гордости за нашу
страну, людей.
Воспитание гордости за
свою Родину и главный
город страны – Москва, ее
народ
и
достижения.
Знакомить
детей
с
достопримечательностями
Москвы.
Знакомство
с
государственной
символикой и символикой
столицы нашей родины.

Старший дошкольный возраст
Раздел
Месяц
Сентябрь

Содержание

работы

«Мой любимый детский 1.Экскурсия по детскому саду и
сад»
знакомство
с
трудом
сотрудников.
2.Беседы: «Наш детский сад»,
«Где аккуратность, там и
опрятность», «Будем дружно мы
играть»,«Все профессии важны,
все профессии нужны», Наши
отношения»
3.Выставка детских рисунков на
тему «Мой любимый детский
сад».
4.Заучивание стихов о детском
саде.
5. Д/и « Труд взрослых в
детском
саду»,
«Назови
профессии людей», «Кому, что
нужно для работы?»
17

Задачи
Познакомить детей с
помещениями
и
сотрудниками
детского
сада, углубить знания
детей о том, что в детском
саду
работает
много
людей, которые заботятся
о них, вызвать желание им
помогать,
доставлять
радость. Уточнить знания
детей
о
доброжелательном
отношении к сверстникам,
о том, что надо играть
дружно.

6. Творческая игра « Страна
вежливости»
7. С-р игра « Детский сад»,
«Магазин», «Больница».
8. Чтение рассказов и стихов на
данную тему»
9.Беседы:
« Наши имена»,
«Я и моя семья».
«Семья и родной дом»,
«Профессии
наших «Моя родня», «Уважай отца и
родителей»
мать
–
будет
в
жизни
благодать», « Семья и родной
дом»,
«Дети
и
родители»,«Пожилые люди»
«Знакомство с профессиями
наших родителей».
Социум ДК Просмотр
патриотических
мультфильмов

2.Познавательно
–
исследовательская деятельность
«Составление генеалогического
древа»
«История моего имени»
4.Рисование « Моя семья»
5.Д/и «Моя семья - самая…»,
«Кто живет в квартире»,
«Составь семью из картинок,
условно изображающих членов
семьи и расскажи про нее»
Игра- беседа «Правила. По
которым мы живем»
6. С/р.и. «Семья»
7. Чтение сказок, рассказов,
стихов, пословиц на данную
тему Экскурсия в библиотеку

18

Формировать
представление о
мире семьи как о людях,
которые живут вместе,
любят
друг
друга.
Воспитывать
желание
заботиться о близких.
Дать
понятие
генеалогическое древо.
Продолжать
знакомить
ребѐнка с самим собой.
Воспитывать
чувство собственного
достоинства, закреплять
знания
о
месте
жительства,
Учить
рассказывать о месте, в
котором живѐшь.

Октябрь
Ноябрь

«Моя малая Родина».
(история, символы,
достопримечательность,
памятные места)

1.Беседа: «Поселок, в котором я
живу», « История нашего
поселка», « Моя улица», «Дом,
улица, адрес», « Золотая осень в
нашем села»
« Воображаемая прогулка по
достопримечательностям села»,
«Памятные
места»,
«
Транспорт нашего села», «
Соблюдай правила поведения
в
общественных
местах»Презентация ДК
« Соблюдай правило дорожного
движения на улицах нашего
поселка», « Железнодорожный
транспорт нашего города»
2.Рисование "Мое любимое
место в селе», « Моя улица», «
Мой дом», « Мы идем в детский
сад».
3. Экскурсия по поселку, в
краеведческий
музей,
в
библиотеку.
4. Д/и «Узнай наш герб»,
«Район, в котором мы живем»,
«Узнай, где я нахожусь»,
«Достопримечательности
нашего села»
7. С/р. и. «Внимание перекрѐсток»,
«Почта», «Магазин», « Аптека»,
8.
«Фотограф»,
«Юный
путешественник»
6.Игра-путешествие «Наш край
на карте»
7.Рассматривание фотографий,
альбомов.
8. Аппликация:
«Флаг родного поселка».
9. Составление рассказов на
темы: «Моя малая Родина»,
«Что мне нравится в поселке».
10. Чтение х/л
И.Суриков «Вот моя деревня»,
И. Векшегонова «Мой край»,
А.Дементьев «Родина»,
Я.Аким «Моя Родина»,
Е.Серова «Родные края»,
И.Агеева «флаг России –
триколор»,К.Ушинский «Наше
Отечество»,
Г.Ладонщиков «Родная земля».
Ознакомление с пословицами.
11. Конструирование:
создание макета своего дома
19

Закрепить представление
детей о родном посѐлке,
об
истории
его
возникновения,
символами. Познакомить
с
достопримечательностями
и памятными местами
поселка.
Воспитывать уважение и
чувство
гордости
за
поселок,
в
котором
живѐшь.

12. П/и по пдд
13.Интеллектуальная игра
«Умники и умницы»

Декабрь

Январь

«Животные и
нашего края»

птицы 1.Беседы: «Кто у нас зимует?»,
«Как звери к зиме готовились?»,
« Зимующие и перелетные
птицы нашего края», « Новый
год
у
ворот»
2.Загадывание
загадок
о
животных
и
птицах.
3.Д/и:
«Назови
признаки
животных», «Кому что дадим?»,
«Угадай, чей хвост», «У кого
кто?», «Угадай, про кого
говорится», «Кого не стало?»,
«Дикие и домашние».
4.Чтение сказок и рассказов,
рассматривание
картин
и
иллюстраций о животных и
птицах
5.
П/и
«Перелет
птиц»
,
«Перелетные
и
зимующие
птицы», «Воробышки и кот»,
«Лиса
и
зайцы».
6.Продуктивная
деятельность
по данной теме.
«Народные
1.Беседы: «Россия мастерами
промыслы.
славится», «Русская народная
Знаменитые люди
игрушка», «Чем играли наши
нашего посѐлка».
бабушки?»,
«Русские
матрешки»,
«Народноприкладное
искусство
России», «Быт и история
русского народа», « Чем
занимались люди нашего края
в
далеком
прошлом»,
«Люди которые прославили
наш поселок» Библиотека
20

Познакомить детей с
животными и птицами
родного края.
Уточнять и расширять
представления детей о
разнообразии зимующих
птиц.
Учить
видеть
особенности строения и
поведения птиц.
Развивать
наблюдательность,
умение
отражать
выделенные особенности
в
суждении
сравнительного характера.
Воспитывать
бережное
отношение к природе,
чувство
доброты
к
природе, сопричастности,
сопереживания ко всему
живому,
что
нас
окружает.
Расширить представление
детей
о
народных
промыслах.
Воспитывать интерес к
народному
быту
и
изделиям
декоративноприкладного искусства.
Закрепить и обобщить
знание детей о предметах
старины, некоторые из
которых
остаются
актуальными и в наши

2. Рассматривание куклы в
национальном русском наряде.
3. Д/и «Что это такое?, «Загадки
от
Матрешки»,
«Собери
картинку»
4.П/
и «Горшки»
5.Продуктивная деятельность
«Народные промыслы»

Февраль

«Наша армия родная»

Март

«Растительный
родного края»

дни: русская матрѐшка,
деревянные
ложки,
самовар, валенки, лапти,
тульский пряник.
Воспитывать любовь к
русскому
фольклору.
Познакомить
со
знаменитыми
людьми
нашего поселка.
Развивать патриотические
чувства.

Работа по проекту « Мой папа,
дедушка солдат»

мир 1.Беседа-досуг
«Здравствуй
весна», «Моя мама - лучше
всех», « Красота
природы
бесценна»,
«Деревья
и
кустарники наших лесов»,
« Береза – символ России»,
«Первоцветы»,« Лекарственные
растения родного края»
«
Путешествие
по
воображаемому лесу», «Береги
природу
родного
края»,
«Правила поведения в лесу и на
водоеме»,
« Реки и озера нашего края».
2.Игра–путешествие «Береза символ России», «Угадай, что где растѐт», «Найди дерево по
описанию».
3.Рисование «Природа нашего
края»,
«Нарисуй
дерево»,
«Любимые цветы»
4. Экскурсия в уголок леса.
5.Народная игра «Березовые
ворота», «К названному дереву
беги»
6.
Д/и
«Что
перепутал
художник», « Найди листок от
этого
дерева»,
«
Собери
картинку»
7.
Чтение
художественной
литературы о природе.
8.Исследовательская
деятельность
сравнение
листьев по цвету и форме
9.Пальчиковая гимнастика
« Деревья», « Наш край» и др.
21

Познакомить
с красотой весенней
природы родного края, еѐ
многообразием,
характерными
особенностями
присущими
нашей местности.
Закреплять знания о том,
какие
деревья,
кустарники, цветы растут
в нашей местности.
Углублять знания о том,
что мы живѐм в сельской
местности.
Воспитывать уважение к
труду
работников
сельского хозяйства.

Апрель

«Наша Родина»

Май

«Праздник
Победы»

1.Беседы:
« Моя Родина Россия»,«Россиянеграждане
России»,
«Государственные
символы России», «Москва –
столица России»
Игра – беседа «Мы все разные,
но мы все равны», «Народы
нашей страны»,
«Красивые
места столицы»
2.Игра-путешествие «Москва главный город нашей Родины»
Интеллектуальная игра «Мы –
патриоты»
3.Д/и «Мы все разные, но мы все
равны»
4.Рисование «Моя Родина»,
« Спасская башня»
5.Аппликация «Люблю березку
русскую»
6.Разучивание песен стихов,
пословиц о родине.
7.
Чтение
художественной
литературы на данную тему.

Показывать связь родного
края с Отечеством в
процессе познавательной
деятельности; вызывать
эмоциональное
отношение к Родине,
чувство
гордости
за
достижения
народа;
развивать потребность в
приобретении
новых
знаний
о
стране;
формировать
умение
отражать впечатления в
разнообразной
деятельности.
Воспитывать уважение к
людям независимо от их
социального
происхождения. Расовой и
национальной
принадлежности языка.

День 1.Беседы: « Что такое героизм»,
« 9 Мая - День Победы», «Юные
герои войны», «Детям – о
Великой Отечественной войне»
« Ветераны нашего поселка», 2
Мой край родной»
2.Литературная
композиция
«День обеды»
3.
Чтение
рассказов
и
стихотворений о войне
4. Рисование
« Праздничный салют»,
« Памятники воинской славы
нашего поселка»
5. Лепка « Звезда», «Самолет», «
Танк»
6.С-р игра « «Военные»,
«Медсестры», «Пограничники»,
« Военные моряки».
7. П/и « Переправа через мост»,
« Письмо на ходу, « Кто быстрее
соберет», Кто быстрее наденет
военную форму»
Игра – эстафета « Попади в
цель».
9. Д/и
« Будем в армии
служить», «Род войск и боевая
техника»
10. Создание презентации
« Мой город, поселок в годы

Пополнить знания об
отдельных
станицах
героической
истории
нашего края; познакомить
с памятниками и улицами,
названными
в
честь
героев войны; вызвать
эмоционально
–
ценностное отношение к
героическому прошлому
края, чувство гордости за
героев
–
земляков;
пробуждать интерес к
военной истории нашей
родины; развивать умение
отражать
свои
впечатления
в
разнообразной
деятельности.

22

войны»ДК
11. Чтение художественной
литературы о войне.
12. Экскурсия
к памятным
местам нашего села.

Взаимодействие с родителями
по нравственно-патриотическому воспитанию детей
Особую значимость при решении задач гражданско-патриотического
воспитания имеет тесный контакт с семьями воспитанников. Помощь
родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости,
способствует развитию положительных эмоций ребенка, его социальной
восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами
семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального
поведения.
Цель работы с родителями: организация работы с родителями,
стимулирующей повышение их активности в воспитании у ребенка любви к
родному краю, селу. Традициям семьи и русского народа.
Задачи:
1.Побудить интерес со стороны родителей к истории, культуре, традициям
родного села, края.
2.Формировать у родителей ответственность за воспитание у детей любви к
истории, культуре, природе родного края.
3.Способствовать активному участию родителей в жизни детского сада,
раскрытию творческих способностей в семье.
Содержание работы с родителями:
 Анкетирование родителей: «Что Вы понимаете под термином
патриотическое воспитание?», «Патриотическое воспитание в вашей
семье», «Родной свой край мы любим и знаем».
 Конкурсы: «Герб и древо моей семьи», поделка « Освободи природу от
мусора», « Птичкина столовая», рисунок « Мой любимый уголок в
поселке», « Мой дом – моя крепость».
23

 Консультации, папки - передвижки: « Роль родителей в воспитании у детей
любви к родному городу и краю», «Нравственно-патриотическое
воспитание дошкольника в семье», «Патриотическое воспитание
дошкольников», «Первые чувства патриотизма» - воспитание гражданскопатриотических чувств у дошкольников», "Как приобщить детей к
нравственно-патриотическому воспитанию?", «С чего начинается
Родина?», «Роль семьи в воспитании ребенка», « День Защитника
отечества», «Роль родителей в возрождении русских традиций в семье»,
« Учим соблюдать ПДД», «Мой посѐлок – частица РОССИИ», «Природа
родного края», «День Победы».
 Привлечение родителей к проведению групповых совместных
мероприятий и экскурсий.
 Семинары - практикумы: «Родительский дом – основа любви к Родине»,
«История семьи – родословная».
 Беседы: «Как отвечать на детские вопросы об окружающем мире»,
«Воспитание у детей дошкольников любви и бережного отношения к
природе», «Я, моя семья и Родина - единое целое", «Семья и семейные
ценности. Традиции », "Наши добрые дела , их значение для окружающего
мира»
 Памятка: «Гордись своим именем улица. Известные имена нашего
поселка», «Памятные места героического прошлого нашего поселка"
 Вовлечение родителей в поисково - познавательную деятельность по
сбору наглядного и познавательного материала о родном крае.

24

Педагогическая диагностика по программе
«Моя малая Родина – Закалтус»
Система диагностики - достижения детьми планируемых результатов освоения программы должна обеспечивать
комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения программы, позволять осуществлять оценку
динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания диагностики.
Диагностика проводится два раза в год (сентябрь и май) и обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей,
сбалансированность методов, не приводит к переутомлению воспитанников и не нарушает ход образовательного процесса.
Основные диагностические методы:
 Наблюдения;
 Проблемная (диагностическая) ситуация;
 Беседа.
Формы проведения диагностики:
 Индивидуальная;
 Подгрупповая;
 Групповая.

Методическое сопровождение:
1. Зеленова Н.Г, Осипова Л.Е.«Мы живем в России», Москва 2011
2. Алешина Н.В, Смирнова Т.В, Филиппова Т.Ю.

Дошкольникам о Москве и

родной стране -ООО«Издательство«Скрипторий 2003»,30.08.2011..
3. Пантелеева Н.Г. « Знакомим детей с малой Родиной», 2015г.
4. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина...: Практическое пособие для
работников ДОУ. М., 2003.
5. Козлова С.А. Мой мир. Приобщение ребенка к социальному миру. М., 2000.
6. Сертакова Н.М., Кулдашова Н.В. « Патриотическое воспитание для детей 4-7 лет
на основе проектно – исследовательской деятельности», 16.01.2012г.
7. Князева О. Л.,Маханева М. Д.Приобщение детей к истокам русской народной
культуры. СПб -Детство-Пресс 1998.
8. Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском
саду. -М., Мозаика-Синтез, 2007
9. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду для работы с детьми 3-7 лет.
Пособие для педагогов дошкольного учреждения. -М., Мозаика-Синтез
10. Мирясова В.И., Коноваленко С.В. Родная природа в стихах и загадках. М., 2001.
11. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М., 2003.
12. Ривина Е.К. Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших
школьников с государственными символами. М., 2002 По коммуникативному
развитию и социальному воспитанию» - М.: ТЦ Сфера, 2015г.
13

Ветохина А. Я.,

Дмитриенко З. С., Жигналь Е. Н.,

Краснощекова

Г.

В.,

Подопригора С. П., Полынова В. К., Савельева О. В. Нравственно-патриотическое
воспитание детей дошкольного возраста,2009г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».